Вайда
Польская школа кино рождается буквально на следующий день после ошеломительного разоблачения культа Сталина. В 1954 году в польское кино стремительно врывается плеяда молодых режиссёров, свободных от единого соцреалистического стиля.
Польская школа кино рождается буквально на следующий день после ошеломительного разоблачения культа Сталина. В 1954 году в польское кино стремительно врывается плеяда молодых режиссёров, свободных от единого соцреалистического стиля. Ежи Кавалерович, Анджей Мунк, Войцех Хас, и самое яркое из этих имён – Анджей Вайда.
Вайда родился в 1926 году. Его отец, ушедший на войну офицером в 1939 году, был расстрелян советским командованием под Харьковом. Закончив три курса художественного института, Вайда поступает в Лодзинскую киношколу и, окончив её, в 27 лет дебютирует первым полнометражным фильмом «Поколение» (1954), в котором тема Сопротивления впервые рассматривается глазами молодого героя. В 1955 году Вайда покажет фильм в Москве на фестивале Польского кино.
Пана Анджея называют певцом диссидентов, беспричинных мятежников – жертв большой истории. Бунтарская незрелость ведёт их к мучительной гибели – основная тема созданного Вайдой типа героя. За «Поколением» последует трагический «Канал» (1957) – первый фильм на ранее запретную тему девятинедельного Варшавского восстания. «Пепел и алмаз» (1958) откроет миру талант Збигнева Цыбульского и войдёт в историю кино шоковой финальной сценой, где герой умирает на куче грязных отбросов, сворачиваясь в позу эмбриона. С исторического костюмного «Пепла» начнётся карьера Даниэля Ольбрыхского, ставшего самым популярным актёром Польши. Посвящённый памяти трагически погибшего Збигнева Цыбульского, «Всё на продажу» повествует о противоречивом процессе съёмок. От неожиданной «Лотны» (1950) до благородно-великодушного «Мраморного человека» (1976) и «Железного человека» (1981) – такова амплитуда творчества Вайды. Героиню последнего фильма «Мадмуазель Никто»– истории деревенской девочки, проходящей искушения соблазнами большого города, Анну Вельгуцкую, Вайда нашёл по…её необычному скрипучему смеху.
В своём большом доме в Варшаве, построенном в год его рождения, Вайда любит ворошить угли в камине, думая о новых замыслах. И сейчас он мог бы повторить слова, сказанные им журналу "Экран" в 1960 году: « Меня интересует только современное искусство. Нет иной дороги к зрителю, как современность, через мир, в котором зритель живёт».