Надо быть законченным провокатором, чтобы назвать киллера весенним месяцем Апрель. Надо быть провокатором вдвойне, чтобы после этого не дать ходу ни одной из умильно-традиционных ассоциаций. Константин Мурзенко как раз такой – неудобный, путающий привычные расклады. Его «весенние» герои то и дело поскальзываются на ледышках, а всякие банальности и предсказуемости выскакивают из кадра как «выстриженные» во время монтажа Ксения Качалина, Кристина Орбакайте и Михаил Ефремов. Бывшему детдомовцу Апрелю (Евгений Стычкин) шеф поручил убрать бизнесмена Вову (Денис Бургазлиев). Апрель пошел, купил темные очки, пальто на пару размеров больше (чтобы легче было спрятать оружие), навинтил на пистолет глушитель и… не выстрелил.
Вместо боевика получилась драма с парой негероичных героев. Один – несостоявшийся киллер, человечек невысокого роста без профессии и корней. Другой – бизнесмен-слабак, рефлектирующий интеллигент, которому не с криминалом надо иметь дело, а с врачом-психиатром. А между ними то, что по-мурзенковски называется жизнью: внезапная любовь - проститутка-любительница и по совместительству медсестра Алла (Саша Куликова); матерый криминальный авторитетище Артур (Юрий Куценко); манерная светская львица Настасья (Рената Литвинова); священник, для которого все средства хороши (Александр Лазарев-мл.). Но фильм по большому счету не о них. Как когда-то в «Москве» Зельдовича речь шла не о конкретных олях, ирах, машах, а о городе как безысходной круговой поруке, так теперь у Мурзенко суть не в киллерах, крестных отцах или жертвах, а в едином энергетическом поле, которое всех их связывает. Тут ты либо блатной, либо чужой. Поскольку у Мурзенко все свои, все блатные – в финале все должны выжить.
«Апрель» - кино встреч и расставаний, бесконечных пересечений при самых нелепых обстоятельствах. Фильм с претензией и одновременно «за жизнь», в котором нет ни желания сделать красиво, ни жажды поразить. Здесь нет героев, но есть геройские позы. Нет саспенса, но есть нутряной надрыв. А еще бесшабашная энергия дебюта. Хотя «Апрель» во всем немного «вопреки». Вопреки факту дебютности он самодостаточен и самоуверен, в каждом жесте вальяжен, как настоящий хозяин жизни.