Афиша “Обещания” – это не просто приманка, это настоящая рыболовная сеть. Не каждый день Голливуд выдает малобюджетные некоммерческие картины с таким архизвездным составом. Впрочем, “некоммерческим” фильм с Джеком Николсоном, Бенисио Дель Торо, Робин Райт-Пенн, Ванессой Рэдгрейв, Сэмом Шепардом и Микки Рурком можно назвать лишь условно.
Каждому из перечисленных актер-режиссер Шон Пенн выделил в среднем по 6,5 минут. Исключение – только старина Николсон. Он играет главную роль, и на него можно насмотреться всласть, тем более что в “Обещании” у него одна из его лучших ролей за последнее время.
Старый матерый полицейский Джерри Блэк (Николсон) уходит на пенсию. Сбор вещей, прощание с кабинетом, вечеринка, подарок от сослуживцев - все, как положено. И вдруг бац – в горах нашли труп восьмилетней девочки. Здесь вступает в игру мотив “Последнего дела”, который правит половиной фильмов о старых полицейских, старых шпионах и не очень плохих преступниках. И Джерри, гонимый этим мотивом, едет на место преступления. Потом тот же мотив заставляет его дать матери девочки торжественное обещание убийцу найти и обезвредить. То, что преступника вроде как уже нашли и он даже признался, Джерри не устраивает. Он не верит, что все так просто, он начинает искать, он расставляет ловушки, он ждет… Ждет у бензоколонки где-то в американской глуши, ждет месяц за месяцем, ждет, когда же в капкан попадет его Последний Преступник. И уже непонятно, что, собственно, нужно отставному полицейскому, ведущему свое последнее дело, – найти убийцу или искать его до бесконечности?
“Обещание” чрезвычайно медлительно, протяжно и однообразно, а потому похоже то ли на шарманку, то ли на волынку. И неожиданный финал, благодаря которому первоисточник - роман Фридриха Дюрренматта – получил подзаголовок “Отходная детективному жанру”, никакого удивления, не говоря уже о шоке, не вызывает. К концу фильма вялое течение сюжета укачивает до такой степени, что все, на что можешь быть способен, это индифферентное “Да уж… дождался”.