Из фантастически киногеничной жизни сумасшедшего математика Джона Форбса Нэша-мл. Голливуд сотворил уверенно традиционную и предельно политкорректную экранизацию. Вместо напряженной биографии-триллера получилась в меру спокойная историческая драма о простых буднях великого ученого, вместо захватывающего “сайенс-фикшна” родилась слезливая мелодрама о любви Нэша к жене.
Биография Джона Форбса Нэша-мл. словно создана для байопика. В 19 лет он поступил в Принстонский университет, ровно через год блестяще защитил докторскую диссертацию, общий объем которой оказался равен 27 (!) страницам. В 30 лет был назван журналом “Fortune” самым выдающимся математиком своего времени, в тот же год вдруг сошел с ума: начал писать ученым и политикам письма об инопланетянах, а после и вовсе угодил в психушку с диагнозом “шизофрения”. Но прошло время, и Нэш выздоровел так же внезапно, как и заболел. Он вернулся в Принстон и в 1994 году в возрасте 66 лет был удостоен Нобелевской премии.
Фильм Рона Хауарда рабски следует общей канве жизни, разве что, как бы невзначай, забывая пикантную историю об инопланетянах. Пришельцев из далекого космоса режиссер заменяет на вполне земные спецслужбы, которые день и ночь преследуют несчастного математического гения. Но вместе с инопланетянами по странной иронии судьбы “приземляются” и все перипетии реальной жизни. Америка больше не хочет скандалов. Она обходит острые углы и замалчивает пикантные подробности. Американец Рон Хауард ставит фильм о безумном и великом Нэше, но в нем больше нет места реальным арестам за “непристойное поведение”, рождению внебрачных детей, беспорядочным половым связям как с женщинами, так и с мужчинами …
Все эти неполиткорректности заменили эффектные чудачества: разрисованные математическими формулами окна, оклеенные вырезками из СМИ стены, бесконечные диалоги с несуществующими друзьями и работодателями. Словом, все то, что не должно вызвать нареканий со стороны критиков, киноакадемиков, да и всего американского народа.
Для усиления идеологического эффекта – наполовину выдуманная история о любви к жене (якобы она одна смогла спасти Нэша от его безумия). В качестве прививки от скуки, методично навеваемой главной голливудской агиткой года, – только Рассел Кроу. Актер играет сумасшедшего Нэша ответственно и со знанием дела: вечно отсутствующий взгляд, спотыкающаяся походка, общая неряшливость и поток сознания на языке. Первые полчаса смотришь с удивлением (неужели это оскароносный гладиатор?!), потом привыкаешь. Но тут наступает время очередного спецэффекта: Кроу прямо на глазах стремительно толстеет, затем седеет. В конце концов единственной опознаваемой чертой остается верхняя губа. Что ж, она действительно неплоха. Вполне достойна высших кинонаград.
Фильм “Игры разума” уже получил рекордное за этот год число наград – 4 (!) “Золотых глобуса” (“Лучшая драма”, “Лучший актер в драме”, “Лучшая актриса второго плана” и “Лучший сценарий”) и является одним из главных претендентов на “Оскар” сразу в нескольких номинациях: “Фильм года”, “Лучший актер”, “Лучшая актриса второго плана”, “Лучший грим”, “Лучшая оригинальная музыка”, “Лучший режиссер”, “Лучший сценарий-адаптация” и “Лучший монтаж”.