Бесславные страницы военной истории американцы научились превращать в кинематографические победы. Огромные человеческие потери при высадке в оккупированной немцами Нормандии принесли Стивену Спилбергу золотую статуэтку. Разгром базы ВМС США в бухте Перл Харбор обернулся в кинопрокате двумястами миллионов долларов чистой прибыли. Теперь автор натуралистичного “Ганнибала” Ридли Скотт делает кассу на провалившейся спецоперации американских рейнджеров.
В октябре 1993 года американские “миротворческие” силы в Сомали получили приказ захватить двух полевых командиров мятежного генерала Мохамеда Айдида. Тщательно спланированная операция с расчетной продолжительностью в 60 минут обернулась 15-часовым боем на узких улочках Могадишо.
В интерпретации Ридли Скотта сухой исторический факт превратился в захватывающий фантастический боевик. Клаустрофобные переулки сомалийской столицы напоминают бесконечные переходы космического корабля “Ностромо” из голливудского дебюта Скотта “Чужой”. Та же безысходность лабиринта, та же не доступная человеку чужая логика врага. Запертые во враждебном мире чернокожих иноверцев спецназовцы вынуждены с боем прорываться на родную “планету” – американскую военную базу.
На три часа режиссер превращает экран в поле боя. Слух настолько привыкает к непрекращающейся стрельбе и грохоту взрывов, что минуты короткого затишья режут ухо. Боевые сцены сняты детально и обстоятельно. Здесь нет истеричного монтажа “Спасения рядового Райана” или долгих планов “Перл Харбора”. Все предельно реалистично, а потому обыденно. И не сразу разберешь в солдатах с закопченными пороховой гарью лицами первостатейных голливудских звезд – Джоша Хартнетта и Эвана МакГрегора.
Надо отдать должное, режиссер копается в кровавых потрохах войны не потехи ради. Кровь в его фильме - не приманка для кровожадных подростков, а неизбежная составляющая любого сражения. Еще один плюс - отсутствие традиционного для военных постановок пафоса. Скотт не делает никаких выводов и никого не обвиняет. Война здесь - не бессмысленная бойня, а единственный способ выжить. Взявшись за реконструкцию исторического факта, Ридли рискнул не на шутку – военные боевики редко пользуются популярностью. Но после сентябрьской бомбардировки Нью-Йорка фильм в американском прокате прошел на ура. Янки жаждут крови. Три часа белые парни рвут на части черных исламистов. Три часа фоном боевых сражений служат заунывные мусульманские молебны. Если правительство не может предоставить американскому народу головы исламских террористов, за него это сделает Голливуд.