В 1997 году Голливуд купил права на “Поттера” за копейку. Правда, потом потратился по полной: вложил кучу денег в съемки и убил 4 года на выяснение отношений с несговорчивой писательницей Джоан Роулинг. Но затраты оправдали себя: самый популярный юный волшебник планеты ожил на экране, а кассовые сборы в Европе и США меньше чем за полгода подошли к рекордной отметке в 1 миллиард долларов, пропустив вперед лишь легендарный “Титаник”. 21 марта “Гарри Поттер и философский камень” выходит на российские экраны.
Экранизация суперпопулярной эпопеи Дж.К. Роулинг не могла бы состояться без проницательности и энергии продюсера, уроженца Великобритании Дэвида Хеймана. Именно он сумел разглядеть культурный феномен первой книги своей соотечественницы и атаковать “Warner Brothers” идеей экранизации еще до того, как книга вышла в США. Позднее выяснилось, что студия во время застолбили золотоносный участок.
С выбором режиссера по началу все складывалось не слишком гладко. В прессе гуляли упорные слухи о контракте со Спилбергом. Но, видимо, ему было не суждено. Сначала Спилберг делал весьма странные заявления: “Я принципиально не хочу делать “Гарри Поттера”, потому что для меня это все равно что стрелять по уткам в тире. Взять миллиард долларов и положить на свой банковский счет - в этом нет вызова”. Затем просочилась информация о том, что маэстро не смог согласиться на все условия Роулинг. Она требовала, чтобы все до единого актеры были англичанами, Спилберг же имел свои довольно определенные кастинговые идеи.
Помимо Стивена Спилберга в качестве кандидатов на место режиссера рассматривались Джонатан Демм (“Молчание ягнят”, “Филадельфия”) и Брэд Силберлинг (“Каспер”). Сама Роулинг отдавала предпочтение Терри Джиллиаму (“Страх и ненависть в Лас-Вегасе”, “12 обезьян”, “Добрые предзнаменования”), но студия в конце концов выбрала менее мрачно настроенного Криса Коламбуса в основном из-за того, что после фильма “Один дома” у него был богатый опыт работы с маленькими актерами. Хотя, надо сказать, Джоанну Роулинг волновала скорее личность не режиссера, а сценариста. “Больше всего я нервничала перед встречей со Стивом Клоувсом, который пишет сценарий. Я была готова возненавидеть его. Это человек, который собирался отвести моего ребенка на бойню. Во время нашей первой встречи он сказал: “Знаете, кто мой любимый персонаж книги?”. И я подумала: “Сейчас ты назовешь Рона”. Очень легко полюбить Рона – это слишком очевидно. Но он сказал: “Гермиона”. И я растаяла”.
Режиссер и сценарист приняли все условия писательницы. По ее требованию фильм снимался в Великобритании, несмотря на трудности, уготованные местным законодательством: в этой стране рабочий день маленьких актеров ограничивается 4 часами в день, что увеличило срок съемок до 130 дней и бюджет до 125 млн. долларов.
Было еще одно обстоятельство, повлиявшее на удорожание фильма. Американцам почему-то не понравились слова “философский камень” в названии фильма. Как в печатном, так и в экранном варианте их заменили на сочетание “камень чародея”. Каждую сцену фильма, где звучали эти слова снимали дважды (!) – один раз в английском, другой раз в американском варианте, что, естественно, не вело к сокращению расходов.
Но на объяснениях с Роулинг и игре со словами приключения кинотворцов не окончились. К осени 2000 года съемки шли уже два месяца, а исполнителя главной роли еще не было на площадке…
Хейман вспоминает: “Мы боялись, что фильм будет называться “Рон Уизли и философский камень”, потому что в то время Гарри мы еще не нашли”. Продюсер искал “одинокую душу в теле ребенка”, мальчика, который убедил бы зрителей в том, что он многое перенес и способен на великие вещи. Просмотрев 10 тысяч маленьких актеров, директора по кастингу наконец остановились на четырех-пяти, но сделать выбор из них так и не смогли.
По иронии судьбы, несколькими месяцами раньше Коламбус смотрел телесериал БиБиСи “Давид Копперфильд”, где играл Дэниел Рэдклифф. Режиссер подумал, что мальчик как нельзя лучше подходит для роли Гарри. Он тут же навел справки, и к своему полному разочарованию, узнал, что Дэниел сниматься не сможет. Словно сама судьба была против этого выбора! Но прошло время, и Гарри Поттер вышел на съемочную площадку… (О том, как это произошло, как продюсеру удалось уломать несговорчивых родителей Редклиффа, а также о двух других маленьких исполнителях ролей отличницы Гермионы и лучшего друга Поттера Рона Уизли читайте в специальной подборке об актерах.)
Первые месяцы съемок были заполнены разъездами и скорее напоминали экскурсию по замкам и соборам Англии. В Глочестерском соборе снимали вестибюль Хогвартса. При этом местная пресса подняла страшный шум с публикацией многочисленных писем протеста от читателей. Общественность грозила тысячными пикетами, которые должны были помешать съемочной группе осквернить святыню. Но в конце концов к началу съемок пришел только… один протестующий! Стены замка Элнвик XIV века стали фасадом школы, а его газоны – полем для квиддича. Знаменитый норманнский собор в Дурхеме предоставил дом капитула для уроков трансфигурации профессора Макгонагалл. В Лондоне Коламбус арендовал помещения Австралийской Высшей Комиссии, которые превратил в пыльный, покрытый паутиной банк Гринготтс - хранилище состояния семьи Поттеров. Один из служащих комиссии вспоминает: “Каждое утро к нам приходили двадцать гномов. Их гримировали целую вечность, и, загримированные, они уже не могли ничего есть. Когда съемки заканчивались, они заказывали, кажется по 100 пицц для каждого”.
На долю дизайнеров и художников-постановщиков выпала особо ответственная задача – им предстояло создать волшебный мир. Крис Коламбус настаивал на приглушенном свете. Поскольку в Хогвартсе не должно было быть искусственного освещения, дизайнеры “зажгли” съемочную площадку факелами и свечами.
Чтобы создать впечатление сверхъестественности происходящего на экране, пришлось применять особую технику съемки в сочетании с изменением перспективы. Постарался и дизайнер Стюарт Крэг, который с детским энтузиазмом построил четыре разных площадки с видом Хогвартса. При этом сцены вне школы соединялись с интерьерными сценами посредством замысловатой системы дверей.
Сейчас художники и дизайнеры не могут много говорить о спецэффектах, поскольку предстоит еще не один сиквел, а это требует повышенной секретности. Так что детям еще долго придется ахать при виде огромного Робби Колтрейна (Хагрид), не догадываясь, с помощью каких трюков достигается это впечатление. Но вот что постановщики рассказывают уже сейчас. Предмет особой гордости - компьютерные эффекты в сценах игры в квиддич. Фон здесь полностью виртуален, лишь на переднем плане разворачивается живое действие. Правда, в отличие от обычных съемок актеры должны двигаться на большой скорости и иногда… менять форму. Это достигается, естественно, тоже с помощью компьютера. Сложность подобных сцен объясняет, почему для “Гарри Поттера” воспользовались несколькими компаниями по спецэффектам. Так, “Industrial Light & Magic” (“Искусственный разум”) создал Лорда Волдеморта, “Rhythm & Hues” (“Кошки против собак”) – незаконно выращенного Хагридом дракона, заслугой “Sony Pictures Imageworks” (“Стюарт Литтл”) стали наиболее сложные в техническом отношении сцены игры в квиддич. Итого: три знаменитых фирмы на свыше 500 спецэффектов!
Даже технические детали съемок разных сцен принципиально различались. Так, чтобы создать ощутимую разницу между миром маглов и магическим миром Хогвартса, было решено использовать более теплые тона и широкоугольные объективы для волшебного мира и холодные тона и длинные объективы для реального мира.
Сейчас фильм подвергается критике за излишнюю верность книге. Может быть, заслуженно. Хотя рассказывают, что Крис Коламбус хотел сделать “Гарри Поттера” мрачнее, чем большинство детских фильмов: именно это диктовал литературный первоисточник, отличающийся, скажем, от “Волшебника из страны Оз” жесткостью и даже трагизмом многих сцен. Но Джоанна Роулинг не дала: просмотрев все 152 минут экранного действа, она вынесла вердикт - фильм ее не разочаровал.
Подготовила Елена Голубева при деятельном участии опытных поттероведов- третьеклассницы Наташи Голубевой и ее друзей.
- Загадочные исчезновения
- Поттеромания и поттерофобия. Как мир сошел с ума
- Словарик для непосвященных
- Новые звезды голливудского небосклона
- А был ли мальчик?