Сергей Овчаров снял “Барбаниаду”, “Небывальщину”, “Левшу”… Но так уж случилось, что именно короткометражки-мультяшки сделали из него звезду. За рубежом, не у нас… Но то ли еще будет! На этой неделе три мультфильма – “Фараон”, “Геракл” и “Сочинушки” - наконец выходят на российский большой экран.
Три года назад 10-минутный мультипликационный фильм “Фараон” поверг публику Берлинского кинофестиваля в неописуемый восторг. Такого редко когда удостаиваются даже полнометражные ленты! Итогом стал Гран-при фестиваля - “Золотой медведь” и идея отснять цикл мультяшек для взрослых “Мифы” - 100 серий по самым знаменитым историям от седой древности до наших дней.
“Фараон”, “Геракл”, “Сочинушки” - три части блока “Древний мир”. Это самый удаленный краешек грандиозного овчаровского марш-броска в прошлое. Но и его достаточно, чтобы оценить всю прихотливость, изощренность и неповторимость режиссерского стиля. Египетская царица гоняется с половником за нерадивым мужем-фараоном; Геракл с Авгием резвятся в навозной куче, словно детишки в реке… На первый взгляд – картинки из журнала “Крокодил”, на второй – гротеск в его первозданном значении.
Гротеск всегда притягивал Овчарова. Еще тогда, когда в начале 90-х годов он делал своих библейских “Адама и Еву” для программы Кирилла Набутова “Адамово яблоко”. Цикл “Мифы” продолжил начатое в то время скорее от безысходности – невозможности снимать полнометражное кино, а в итоге оказался новым словом в мультипликации.
“Мифы” родились на очень редком стыке традиционного игрового кино и классической анимации. Еще понятно, что в ролях живые актеры, но вот кто?.. Попробуйте, угадать, кого играет, например, Николай Фоменко. Сначала все снимали по методу “blue screen” – актеры выступали на фоне синего задника, а потом их движения и тела вписывали в созданную на компьютере картинку. Так и получились видеоколлажи, стилизованные под египетские фрезки-рельефы, древнегреческую вазопись и роспись старорусских шкатулок.