Прошлогодняя экранизация культового романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» добралась до российских кинотеатров.
Книга Ивлина Во бессчетное количество раз называлась «шедевром всех времен и народов» и феноменально редко вызывала интерес у кинематографистов. Нынешняя экранизация - лишь вторая по счету после британского сериала с Джереми Айронсом в главной роли.
Широкоэкранная версия тоже родом с Туманного Альбиона. И это должно бы порадовать знатоков, относящихся с уважением к английской манере в обращении с классикой. Впрочем, несомненно качественная и достойная внимания, картина не лишена, скажем так, неоднозначных особенностей.
«Возвращение в Брайдсхед» - один из знаковых для XX века романов, написанный в разгар Второй мировой войны и пронизанных ностальгией по красоте разрушенного мира. Повествование вертится вокруг старинного поместья, принадлежащего семье аристократов-католиков, с судьбами членов которой связана судьба главного героя Чарлза Райдера. Религия - ключевая тема и главный двигатель сюжета книги.
Нежелание сценаристов слепо следовать за писателем очевидно с первых же кадров фильма. Ивлин Во начинает роман с конца — Райдера, в годы войны случайно оказавшегося Брайдсхеде, охватывают воспоминания юности. Создатели фильма используют тот же самый прием, но другую точку отсчета — романтическую встречу героя и героини на корабле посреди Атлантики, которая становится поводом для флэшбека. И в дальнейшем последовательно и небезуспешно превращают философский роман в мелодраму. В центре ее — любовный треугольник, состоящий из Райдера, его очень близкого друга Себастьяна и сестры последнего — Джулии. В стремлении подчеркнуть перипетии столкновения гомосексуальной дружбы и гетеросексуальной любви, сценаристы не только сделали явными полунамеки Во, но и дописали несомненно страстные, но вовсе отсутствующие в романе сцены.
В результате зрители получили историческую мелодраму, весьма чувственную, недурно снятую и отягощенную католическими сюжетами, избавиться от которых создатели фильма не решились, но и применения которым найти не смогли.
Впрочем, удивившись некоторой несуразности сценария, нельзя не отдать должного актерам. Джулию и Райдера играют молодые и весьма одаренные Хейли Этвелл и Мэттью Гуд. Блистательная Эмма Томпсон не изменяет себе в роли леди Марчмейн, величественной владелицы Брайдсхеда. Еще одно знакомое лицо — Бен Уишоу («Парфюмер»), сыгравший спивающегося отпрыска старинного рода Себастьяна Флайта. Однако именно этот персонаж заставляет немного пожалеть о переменах в актерском составе в картины: режиссера Дэвида Йетса, который ушел снимать очередного «Гарри Поттера», сменил Джулиан Джаррольд, и потому зрители не увидели Пола Беттани, Дженнифер Коннели и Джуда Лоу, покинувших картину вслед за Йетсом. Лоу несомненно добавил бы Себастьяну аристократизма, изящества и декаданса, которых так не хватает в исполнении Уишоу.
Кому смотреть
Поклонникам длинных киноверсий «Гордости и предубеждения», любителям ретромелодрам и ценителям идиллических английских пейзажей.
Противопоказано
Тем, кто считает «Возращение в Брайдсхед» книгой на все времена.
Верните Брайдсхед!
Прошлогодняя экранизация культового романа «Возвращение в Брайдсхед» добралась до российских кинотеатров.