Новое здание, а порядки прежние. С переездом “мистер Оскар” себе не изменил, остался таким же старомодным и политически выдержанным. Если до главной церемонии он еще позволял себе некоторые шалости типа легкомысленных мюзиклов (“Мулен Руж”) или романтических комедий (“Дневник Бриджет Джонс”), то финалистов отобрал так, чтобы комар носа не подточил.
“Лучшая картина” – “Игры разума”. “Лучший режиссер” – Рон Хоуард, “Игры разума”. “Лучший адаптированный сценарий” – Акива Голдсман, “Игры разума”, “Лучшая роль второго плана” – Дженнифер Коннелли, все те же “Игры разума”.
Главный фильм года – глубокомысленная сага о математике-шизофренике, снятая режиссером “Гринча, похитителя Рождества”. Уже смешно! Создатель зеленого чудища с крысиными хвостиками вместо лап с места в карьер взялся за “разум” и сразу получил самый важный киноприз. В отличие от исполнителя главной – по сути, бенефисной, “сделавшей” фильм, – роли. Рассел Кроу, похоже, как вошел в предлагаемые обстоятельства гения-безумца, так из них до самой церемонии награждения и не вышел. В итоге столь очевидный “Оскар” потерял, и обрел “почетный” титул персоны нонграта.
Лучшим актером стал Дензел Вашингтон – давний напарник (по фильму “Виртуальность”) и упорный соперник (на раздаче “слонов”) Рассела Кроу. Академики не постеснялись подарить статуэтку не только за сугубо отрицательную роль коррумпированного полицейского, но еще и из несерьезного по оскаровским меркам фильма “Тренировочный день”. Однако главная задача была “не дать”. И с этой миссией “Оскар” справился на отлично.
Кроу часто моргал и чуть не плакал, Вашингтон тряс статуэткой и клялся великому чернокожему актеру Сиднею Пуатье вечно на него равняться. Объединить и дополнить их, таких разных, могла только лучшая актриса, которой на этот раз стала “темная лошадка” Холли Берри. Ее трехминутный “плачесмех” теперь уже навсегда войдет в оскаровские анналы как одно из самых неожиданных и экстравагантных выражений восторга на церемонии.
Правда, что касается неожиданностей, они начались на “Оскаре” задолго до раздачи главных призов. После почти трех часов занудных вручений за спецэффекты, звук, монтаж и прочие прикладные кинорадости наконец объявили претендентов на “Лучший зарубежный фильм года”. К всеобщему удивлению вместо явного фаворита - французского хита “Амели” - в финал вышел боснийский военный трагифарс “Ничья земля”. Киноакадемики решили, как политики, или, точнее, за политиков. Не случайно Голливуд после событий 11 сентября замаливает грехи: экран стал уже едва ли не первичнее жизни.
Следующий “сюрприз” - премия за фильм “Айрис”. Две актрисы – Кейт Уинслет и Джуди Денч – сыграли одну английскую писательницу Айрис Мердок. Обе были номинированы на “Оскара”: Уинслет за “роль второго плана”, Денч – за главную роль. Но актрисы остались с носом. Видимо, академики решили: чем делить одну писательницу на двоих, легче просто отметить ее мужа. Так актер Джим Броудбент получил свой приз.
“Мулен Руж”, хоть и имел 8 номинаций, ушел с церемонии почти ни с чем. Бэз Лурман даже не был выдвинут в качестве лучшего режиссера, зато его жена толстушка Кэтрин Мартин все, на что номинировалась (“Лучшие костюмы” и “Лучшее художественное оформление”), получила сполна – дважды выбегала на сцену, дважды уносила золотого джентельмена в своих объятиях.
А теперь о проигравших. Помимо “Амели” (3 номинации) на “Оскаре” полностью проигнорировали “Гарри Поттера” (3 номинации) и “Искусственный разум” (2 номинации). Победы же “Властелина колец” оказались весьма близки к поражению. Выйдя в финал с сенсационными 13 номинациями, фильм ушел с церемонии всего с 4 статуэтками, столь незначительными, что они даже перечисления не стоят. Правда, тут есть один нюанс: не стоит забывать, что на полке уже пылятся едва ли не полностью завершенные две серии продолжения. Так что для новозеландской труппы Питера Джексона явно не все потеряно. Уж точно можно будет пару раз попытаться взять реванш!
“Игры разума”
Лучшая картина
Лучший режиссер (Рон Хоуард)
Лучший адаптированный сценарий (Акива Голдсман)
Лучшая роль второго плана (Дженнифер Коннелли)
“Властелин колец: Братство кольца”
Лучшая оригинальная музыка (Говард Шор)
Лучший грим (Питер Оуен, Ричард Тэйлор)
Лучшие визуальные эффекты (Джим Риджел, Рандалл Уильям Кук, Ричард Тэйлор, Марк Стетсон)
Лучшая операторская работа (Эндрю Лесни)
Другие лауреаты “Оскара”
Лучший актер - Дензел Вашингтон (“Тренировочный день”)
Лучшая актриса – Холли Берри (“Бал монстров”)
Лучший актер второго плана - Джим Броудбент (“Айрис”)
Лучший оригинальный сценарий - Джулиан Феллоуес (“Госфорд парк”)
Лучший полнометражный анимационный фильм – “Шрэк”
Лучшее художественное оформление - Кэтрин Мартин и Бриджит Броч (“Мулен Руж”)
Лучшие костюмы - Кэтрин Мартин и Ангус Стрэти (“Мулен Руж”)
Лучший звук - Майкл Минклер, Мирон Неттинга, Крис Манро (“Черный ястреб”)
Лучший монтаж - Петро Скалиа (“Черный ястреб”)
Лучшие звуковые эффекты - Кристофер Бойс и Джордж Уаттерс (“Перл Харбор”)
Лучшая песня - "If I Didn't Have You" Рэнди Ньюмана (“Корпорация монстров”)
Лучший зарубежный фильм – “Ничья земля” (Босния-Герцеговина)