Пожалуй, с определением фильма режиссер погорячился. Картина до статуса “семейной” не дотягивает из-за отсутствия “хэппи энда” (вернее, “энда”, счастливого по представлению родителей). А термин “подростковая” логичнее заменить на “тинейджеровская” (да не обидится режиссер за американское словцо в определении “чисто русского кино”), потому как настоящий зритель картины – тинейджер 11 – 13 лет. Перевалившие за этот рубеж наверняка предпочтут “взрослый” аналог – дилогию о похождениях бравого парня Данилы Багрова. Режиссер-дебютант Андрей Прошкин “братства” и не отрицает: “Взрослые могут долго спорить о том, какое кино смотреть нашим детям, а дети выбирают фильм “Брат”.
Сценарист Алла Криницына написала добрую, в меру “слезодавильную” сказочку о мальчике и собаке. Режиссер пытался из этой сказки сделать правдивую историю. Получилось не очень. После просмотра картины остается сладкое “сказочное” послевкусие. Что, впрочем, неудивительно, да и не плохо: сегодня как никогда в моде сказки про “нашу” и “не нашу” жизнь, а также монстры - от придуманных до настоящих. В общем, история приключений российского беспризорника, бывшего детдомовца Шурки Калашникова вышла этакой “реалистической сказкой на злобу дня”.
И все разговоры о том, что картины уличной жизни, слишком приукрашенные (да что там, расписанные “под хохлому”) авторами фильма, могут “совратить” юных зрителей и заставить покинуть “отчий дом”, лишены смысла. Современные тины, не выходящие из дома без сотни на карманные расходы, вряд ли кинутся скитаться или зарабатывать деньги собственным трудом на улицах города. Вручите чаду дополнительную сотню и отправьте смотреть фильм “Спартак и Калашников”. Дети тоже имеют право на своего “героя”.
Последний герой
Исполнителя главной роли – Ярослава Рощина, а также троих ребят, играющих беспризорников, ассистенты режиссера нашли в детских домах. Ярослав был утвержден на роль сразу, без проб… по любительской фотографии. “Это он – наш герой”, решил режиссер, а после с замиранием сердца следил за первыми кинопробами “избранного”: вдруг у него ничего не получится…
К счастью, Рощин оправдал надежды. Но до начала съемок предстояло еще несколько месяцев работы с собаками - в собачьей роли снимались две овчарки. Когда же главные герои научились понимать друг друга “с полуслова”, начались съемки.
Ярослав Рощин под градом журналистских вопросов был немногословен, но кое-что у нового “брата” удалось узнать.
- Как проходили съемки? Было тяжело?
- Да нет, нормально. Даже хорошо. Понравилось.
- Не захотелось завести собаку?
- Нет. Я больше кошек люблю.
- Чем ты сейчас занимаешься?
- Учусь в училище № 49, на маляра-штукатура.
- Тебе в жизни приходилось, как и твоему герою, жить на улице?
- Да.
- Долго?
- Года полтора.
Это так же красиво, как и в фильме?
- Конечно, нет.
- А чтобы бы ты выбрал, будь у тебя такая же возможность, как у твоего героя: вернуться в детский дом, остаться с друзьями на улице, пойти служить в армию или под крылышко богатой дамочки?
- Я бы выбрал армию!