Один раз – случайность, два – совпадение, три – традиция! Если исходить из этой сентенции, то фестиваль “Новое британское кино” уже можно считать традиционным. Он традиционно проводится весной (на этот раз с 19 по 27 апреля), и его традиционно организовывает Британский совет при поддержке британского посольства.
Фильмы на фестиваль подбирали по принципу “все самое разное”. Комедии, мелодрамы, военные драмы, костюмные картины, гангстерское кино. Как всегда, много дебютантов, но есть и такие матерые авторы, как Майкл Уинтерботтом (“Требование”), документалист Пол Павликовский (правда, он на этот раз дебютирует художественным фильмом “Последнее пристанище”), Сара Голдбэчер, известная своей лентой “Гувернантка”. На фестиваль привезли ее вторую картину “Я без тебя” о дружбе двух лондонских девочек.
Молодые британские режиссеры по-прежнему противопоставляют себя Голливуду – и в сюжетах, и в бюджетах. Бюджеты, в основном, малые, а сюжеты простые, о простых людях и о простой жизни. Как сказал о мелодраме “Истинная жизнь” (“The Low Down”) один молодой лондонец: “В этом фильме все абсолютная правда”. Так что вольный перевод названия оказался на удивление точным.
Типичный британский фильм - драма “Последние просьбы” Фреда Шеписи. И в данном случае подобная характеристика отнюдь не недостаток, а достоинство. Дело здесь даже не в сюжете и не в авторской манере режиссера, а в великолепном трио ну очень британских актеров: Майкла Кейна, Тома Коуртнея и Дэвида Хеммингса. Три звезды 60-х годов привносят в фильм ни с чем не сравнимый привкус лондонского тумана, холодной изысканности и кристально чистого (и поэтому столь непривычного) английского языка.
К этому же списку “слишком-уж-британских-фильмов” можно добавить и гангстерскую драму “Сексуальная тварь” (Sexy Beast) с Беном Кингсли, который в этом году номинировался на “Оскара”. Гангстерское кино в его гаеричевском варианте уже несколько лет считается традиционным британским жанром. В “Сексуальной твари” все тот же стандартный набор: жизнь подпольного Лондона, кокни, разговаривающие иногда с кошмарным акцентом, стволы, пабы, черт-знает-какой-монтаж. Но только в центре не гангстерские разборки, а безграничная любовь мужчины к женщине: ради НЕЕ бывший бандит Гэл Дав (Рэй Уинстон) готов на все. Кстати, о названии. “Тварюга ты моя сексуальная”, - так ласково называют британские женщины своих мужчин… или чужих – кому как повезет.
В противовес отчетливо британским лентам картина “Воин” (“The Warrior”) – несмотря на свое происхождение, не слишком английская и одновременно явно неголливудская. Что вполне объяснимо: снял “Воина” британский индус Асиф Кападиа, который в качестве актеров пригласил… индусов. Это фильм о жестоком воине, которому в самый разгар боя привиделась незнакомая снежная местность и столь же незнакомая девушка. И тогда безжалостный воин Лафкадиа бросил свой меч и ушел пешком в Гималаи искать свое видение. Говорят, картина пользовалась большой популярностью на Эдинбургском фестивале. Что ж, посмотрим, совпадают ли вкусы шотландской и московской публики.
Фильмы “Кровавое воскресенье” и “Последнее пристанище” объединяет ярко выраженный политический мотив. В “Пристанище” (“Last Resort”) - первом художественном фильме известного польского документалиста Пола Павликовского - снялась наша родная Дина Корзун. (Она сейчас очень редко появляется на экране, так что не пропустите.) Актриса прекрасно справляется с ролью наивной молодой русской женщины Тани, приехавшей с сыном в Лондон к своему жениху. Жених Таню бросает, и ее практически насильно отправляют в лагерь беженцев, где она неожиданно находит нового друга. К счастью, автор документалок “Поездка с Жириновским”, “Путешествие с Достоевским” и “Москва - Петушки” не зацикливается на “социалке” и уверенно выруливает к истории нежной любви двух потерянных душ. Картина балансирует между сопливой сентиментальностью и политической прямолинейностью, умудряясь оставаться трогательным романтическим фильмом.
“Кровавое воскресенье” – лента совсем другого плана. Это почти документальное кино об одном трагическом событии, которое произошло 30 января 1972 года в провинциальном городке Дерри в Северной Ирландии. Тогда мирная манифестация ирландских католиков в защиту своих прав была расстреляна правительственными войсками. Погибло 13 человек. Сейчас картину Пола Гринграсса частенько сравнивают с “Черным ястребом” Ридли Скотта. Но если Скотт в своем последнем фильме уж чересчур отстранен и холоден, то Гринграсс, напротив, откровенно горяч. Он действует как настоящий репортер в погоне за сенсацией, и “Кровавое воскресенье” от этого только выигрывает.
В прошлые годы “очень британским кино” было принято считать мрачные, безысходные социальные драмы с плохим концом. Достаточно вспомнить хотя бы “Зону военных действий” или “Крысолова”. Но, судя по фестивальному репертуару этого года, цели и пристрастия авторского кино соединенного Королевства сильно изменились. Действительно, мрачным и тоскливым здесь можно назвать лишь подростковую драму “Мой брат Том” о сложных и запутанных отношениях тинейджеров.
Что же произошло с молодыми кинематографистами туманного Альбиона? Теперь настоящий “бритиш” фильм – это скорее мелодрама, причем с комедийными элементами, о жизни обычных, но не в конец загнанных в угол людей, у которых обязательно все будет хорошо. К нам едут комедии, мелодрамы и драмы с обязательным хэппи-эндом или чем-то вроде того. Особенно привлекательны в этом плане ленты “За покупками на ночь глядя” и “Прыгни в завтра”. “За покупками на ночь глядя” (“Late Night Shopping”) создавалась так же, как и смотрится, – на одном дыхании. Шесть недель на съемки и – опа! - комедия готова. Ни звезд, ни перестрелок, ни визуальных эффектов. Просто добротный сценарий, аккуратная режиссура и прекрасный монтаж.
В основе другой не менее симпатичной романтической истории “Прыгни в завтра” (“Jump Tomorrow”) лежит вечный мотив непредвиденного стечения обстоятельств. Почему-то картина напоминает “Французский поцелуй”, хотя, казалось бы, формально между лентами нет ничего общего. Джордж (Танд Эдебимп) встретил в нью-йоркском аэропорту вместо своей невесты знойную латиноамериканку Алисию (Натали Вербек) и страдающего от несчастной любви француза Жерара (Ипполит Жирардо). Не прошло и недели, как эта парочка перевернула его жизнь с ног на голову.
Вот такое теперь кино в Британии – намного более позитивное, чем пару лет назад, более светлое и оптимистичное. То ли жизнь у них там стала лучше, то ли просто нам, россиянам, решили по весне не портить настроение…