Американские журналисты, которые Тоби Магуайера уважают и боятся, как какого-нибудь опасного детдомовца, прозвали его “современным Холденом Колфилдом”. “Я вообще-то поддаюсь воспитанию” - добавляет Тоби, сверкая обаятельной развращенной улыбкой. После этого сразу хочется отвезти его в Диснейленд: наверняка этот бедняжка-сирота там еще ни разу не был.
Тоби Магуайеру 27 лет. Всю жизнь он прожил в солнечном штате Калифорния и большую часть этих лет является лучшим другом Леонардо ДиКаприо. Лет шесть назад они были потрясающе похожи и внутренне, и внешне: тогда еще Лео не был звездой, и не располнел, не начал встречаться с самыми высокооплачиваемыми моделями мира. Вместе с ДиКаприо Тоби ходил на кастинги, по вечерам расслаблялся в барах Санта-Моники, тусовался, пил пиво, ухлестывал за девочками, что вполне документально зафиксировала камера в “Кафе “Донс Плам”.
Запрета проката этого фильма Магуайер с ДиКаприо добились потом: Леонардо эта картина вполне могла бы испортить имидж. А ведь “имидж - это все” - признается сейчас Тоби. Несмотря на то что он тусуется в одной компании с ДиКаприо, Тоби не пьет ничего крепче пива, не употребляет наркотики и не ест мяса.
Сын повара и секретарши, Тоби родился вне брака и жил, не зная мужского воспитания. Тем не менее он хотел быть, как папа, то есть жарить рыбу и готовить соусы, но Венди Магуайер дала ему сто баксов, чтобы он вместо кулинарного техникума направил свои стопы на курсы драматического мастерства.
Тоби начал карьеру в 1997 году и сразу снялся не у кого-нибудь, а у Вуди Аллена (“Разбирая Гарри”) и у Энга Ли (“Ледяной шторм”). В “Ледяном шторме”, бытовой драме американской глубинки 70-х, его герой - подросток с наивным взглядом и потными руками, совершает первое грехопадение с девочкой-соседкой. Этот клишированный образ чистого ребенка, превращающегося на наших глазах в прыщавого подростка, съевшего “фунт дерьма”, Тоби будет развивать и дальше.
1998 год - “Плезантвилль”. Тоби Магуайер - мальчик, которому трудно общаться с одноклассниками и учителями, и легко - с ситкомами 50-х годов. Он попадает в телевизор, в так любимые им мыльные черно-белые оперы, и когда приходится решать, оставаться там, где нет ни секса, ни книг, где все улыбаются и плоско шутят, или нет, - он все-таки выбирает нашу злую, “с тараканами”, действительность.
В 1999 году Тоби снимается еще раз у Энга Ли (“Гонки с дьяволом”) и в “Правилах виноделов” по роману Джона Ирвинга. Во втором фильме играет, конечно, мальчика-сироту, Гомера Уэллса, выросшего в приюте, и только раз в жизни решающего выбраться наружу, чтобы согрешить с девушкой - подругой ушедшего на войну пилота, познать этот злой и черный мир и вернуться обратно к своим сиротам с этим потаенным знанием.
“Правила виноделов” получили семь номинаций на “Оскар”, в числе которых не нашлось ни одной для Магуайера. “Думаю, что “Оскар” получает тот актер, который проводит свою партию громче остальных, - комментирует Ирвинг, - а Тоби играет тихо и ненавязчиво”.
“Мое отношение к “Оскару” шесть лет назад и сейчас - очень разные вещи. Раньше я смотрел фильм-победитель, и думал: вау, как бы мне сняться в чем-то подобном?! Ну а сейчас... Да, хороший сценарий, да, отличная команда. Но в целом это просто работа. Просто кино”.
Его философское отношение к профессии можно объяснить элементарной ленью и нежеланием “трепыхаться”, чтобы получить что-то особенное: миллионный гонорар или престижный приз. Он считает, что и так их получит. “Я прекрасно понимаю, что мне все достается благодаря моей внешности безгрешного девственника. Но я собираюсь быть актером ранга Тома Хэнкса и Джона Малковича”. Тем не менее за роль в блокбастере “Человек-паук” Магуайер уже получил 4 млн. долларов.
Одна из последних работ Тоби - недооцененная критиками и зрителями картина “Вундеркинды” Кертиса Хэнсона (“Секреты Лос-Анджелеса”). Магуайер в своем любимом, всегда востребованном хорошими режиссерами амплуа - черта в тихом омуте. Джеймс Лир, лучший студент колледжа, начинающий, но уже талантливый писатель на поверку оказывается сущим чудовищем, терроризирующим своего профессора (Майкл Дуглас), убивающим приблудную собаку, крадущим какой-то бесценный пиджак с плеча Мэрилин Монро, и потенциальным самоубийцей, запивающим смертельную дозу кодеина бурбоном. В “Человеке-пауке” Тоби играет почти то же: двойственную натуру. Внешне - затюканный мальчик-фотограф, который стесняется сказать “нет” и двух слов не может связать в общении с девушкой. Но на самом деле это Спайдермен, человек в красном костюме из латекса, супермен во всех отношениях, которому ничего не стоит спасти мир. В жизни, кстати сказать, скромняга Тоби, который постоянно признается в своем неумении очаровывать противоположный пол (“Я раскрепощаюсь только на дискотеках. А так все время жду, когда она первая отвечу: “Привет”, а я скажу: “Ты самая красивая девушка на свете”), очаровал свою партнершу по фильму Кирстен Данст. Смущение вызывает только тот факт, что Кирстен - бывшая девушка его лучшего друга ДиКаприо. Но Тоби все равно чист и романтичен, у него голубые глаза. “Меня переполняет положительная энергия, и я считаю, что в этой жизни мне удастся почти все”.