Но в “Последнем желании” эта страна - Англия. Фильм Фреда Скепизи - на редкость удачное обращение к национальному характеру в лучших традициях национальной киношколы.
Четверо друзей идут по жизни бок о бок, с тех пор как познакомились в армии. Многое изменилось со времен молодости, но старые связи не распались. Раз за разом встречаются однополчане в местном пабе, пригубляют рюмочку, вспоминают молодость... И вот однажды повод для встречи оказывается уже не рядовой, а печальный: надо проводить в последний путь друга, того самого, на чьем ровном и беззаботном характере держалась эта полувековая дружба.
Может быть, потому, что подобный сюжетный ход - мужская компания, спаянная военной дружбой, - не раз и не два возникал на экране прежде, достоинства “Последнего желания” так очевидны. Англичане наловчились снимать фильмы на самые антигероические темы, за которые у нас обычно берутся либо с карьерным прицелом, либо отрабатывая социальный заказ. Британцы просто обожают возиться в вязком и корявом материале повседневности, им явно в радость снимать кино про простых людей. В этом смысле режиссер Фред Скепизи истинный представитель нации, хотя он явно не принадлежит ни к классикам национальной школы, ни к сверхуспешным молодым постановщикам, вошедшим в фавор в последние годы. Он просто ровный, четкий профессионал, который умеет затронуть самые сокровенные струны зрительского сердца без надрыва, без пропускания через голливудскую слезовыжималку, без спекуляции жаренными темами. Просто жизнь, смонтированная в ее кульминационные моменты: знакомство, совместно отмечаемые праздники, нелегкие будни, первые потери, первые дети, внуки… А потом - последние просьбы, последние слова уходящих к живым. ( * * * * )