Несостоявшийся герой
В молодости Пьер Ришар мечтал о ролях героев, но ему было сказано, что он “недостаточно красив, чтобы играть в трагедиях”. Неправильные черты лица, мимика клоуна, по-детски наивные голубые глаза, пышная кудрявая шевелюра, нескладная фигура… Да, с такими данными Отелло не сыграешь. А потому милости просим в комедию - добрую, легкую, мягкую, живую и чуть-чуть грустную французскую комедию положений.
Ришар пришел в кино довольно поздно – в 34 года. И хотя ему с самого начала очень повезло и с режиссерами, и со сценаристами, путь к звездам шел, как водится, через тернии.
Ришара “нашел” режиссер Ив Робер, предложивший актеру маленькую роль в “Блаженном Александре” (1967). Он же открыл Пьеру глаза: “Во французском кино тебе места нет. Никто не напишет для тебя роль, кроме тебя самого. Ты не актер, ты персонаж. Собери все свои невероятные недостатки, сядь и придумай сценарий”. И рассеянному, чудаковатому Ришару ничего не оставалось, как последовать мудрому совету.
Так на свет появился экранный двойник актера, срисованный с него самого и с кумиров его детства – Бастора Китона и Чарли Чаплина. Нелепый, но обаятельный; застенчивый, но задиристый; смешной, но с грустинкой во взгляде; ужасно невезучий, но в финале все-таки обретающий счастье – таким он появился в 1970 году в своем сценаристско-режиссерском кинодебюте “Рассеянный”.
Комедиант голубых кровей
Потомственный дворянин Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей родился в 1934 году и свое аристократическое детство провел в родовом замке на севере Франции. Папа тогда еще невысокого блондина разорился на скачках и бросил жену с сынишкой на своего отца. Дед, человек с твердым характером и железной волей, воспитал внука в строгости: он был уверен, что Пьер, когда вырастет, продолжит семейный текстильный бизнес. Но выяснилось, что младший Ришар хочет стать певцом или на худой конец актером. Так как семья была категорически против этого, Пьеру пришлось сбежать из дома и отсечь от своего имени большую его часть.
Ришар поступил на престижные драматические курсы Шарля Дюллена. Чуть позже попал в балетную труппу Мориса Бежара. Последний, кстати, прочил ему блестящее танцевальное будущее, но… Балет Пьера привлек не слишком - через год он покинул труппу. На память о балете осталась только первая жена, мать двух его сыновей - балерина парижской “Гранд-опера”.
После бежаровской труппы Ришара занесло в Национальный народный театр, где тогда играли Филипп Нуаре и Жерар Филип. Однако серьезных ролей ему не досталось, дальше “Кушать подано” дело не пошло, а ждать звездного часа не хотелось. Пьер вместе со своим другом Виктором Лану переключился на эстраду. Писали юмористические скетчи и с успехом выступали в маленьких кабаре и больших мюзик-холлах. Именно тогда его заметил Ив Робер.
Любовь бразильянки Сейлы
Самое значительное для карьеры Ришара событие случается после выхода на экраны “Рассеянного” - актер знакомится со сценаристом Франсисом Вебером, который доводит до ума ришаровского героя, называет его Франсуа Перреном и отправляет в далекое и крайне удачное киноплавание.
В 1972 году “Высокий блондин в черном ботинке” становится одним из самых кассовых фильмов за всю историю французского кино, а Ришар превращается в настоящую звезду. Через несколько лет к “звезде” Ришару присоединится “звезда” Депардье. “Невезучие”, “Беглецы” и “Папаши”… Актеры станут близкими друзьями и будут угощать друг друга вином собственного производства.
Что касается личного фронта, то тут Ришар явно пошел в отца. Сейчас у него уже четвертая жена, вернее, подруга, потому что после первого не слишком удачного опыта актер предпочитает обходиться без печатей в паспорте. Его последняя пассия, бразильянка Сейла, работала манекенщицей и до сих пор иногда показывается на подиумах в разных странах мира. Ришар с нежностью называет ее “моя бразильянка”, а она признается, что полюбила его за то, что он “какой-то сумасшедший”. Пьер вообще обожает Латинскую Америку – ее природу, музыку, темперамент. В 1988 году он даже снял документальный фильм про Эрнесто Че Гевару “Расскажите мне о Че”. Актер говорит, что у них с Че Геварой есть общие черты - отшельничество и стремление к бунту. И это правда, хотя, глядя на Ришара, никогда не скажешь, что он бунтарь. Однако вся его карьера – это настоящий бунт. Он постоянно пытается выпрыгнуть из шкуры Франсуа Перрена, сломать комедийную клетку, в которую сам себя посадил 30 лет назад.
Сейчас ему уже 67, и он давно устал от комедий. Но кино не хотело и не хочет видеть в нем серьезного актера. Поэтому в последнее время Ришар почти не снимается. Фильмы Наны Джорджадзе - скорее исключение из правил. Что, вероятно, неслучайно: “Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара” выдвигался на “Оскара”. Два года назад Пьер повторил удачный опыт, опять снялся у Наны – на этот раз в небольшой роли французского капитана в картине “27 потерянных поцелуев”.