Место и время действия Россия с 1970 года до наших дней
Про что
Зачем покупать “Фольксваген”? У нас есть своя “народная машина”: “копейка” - первая модель Волжского автозавода. Она сошла с конвейера 19 апреля 1970 года, а в 2002 году превратилась из средства передвижения и антикварного трофея в главную героиню кино. “Копейку” подарили важному члену политбюро. В тот же день его пьяная дочь въехала на подарке в собственную дачную оранжерею. И понеслось… Машину били, латали, продавали, дарили, бросали, топили – словом, что только с ней ни делали. 30 лет, вереница сюжетов, толпа владельцев - и только одна вещь. Хотя нет, вещей, как считают режиссер Иван Дыховичный и соавтор сценария Владимир Сорокин, должно быть обязательно две.

Мнение Фильм получился сильным и своенравным. Благодаря пронизавшим “Копейку” “двум вещам” - концептуальным. Благодаря валу бытовых подробностей – откровенно чернушечно-фарсовым. Дыховичный сделал пикантную нарезку: не жизнь во всем своем многообразии, а собрание избранных эпизодов. Самое яркое, самое страшное, самое родное. В “Копейке” собрались как на подбор персонажи необыкновенные. Если жестянщик, то обязательно золотых рук мастер. Если физик-ядерщик, то непременно гений-первооткрыватель. А дальше расклад простой: гении тоже в туалет ходить должны. Жестянщик по пьяной лавочке насмерть примерзает к машине. Физик пишет свои великие формулы мочой на снегу. К этой команде присоединяются: Высоцкий, занимающийся любовью со всем, что движется; авангардист Петлюра, сбывающий свое творчество “браткам”. Стукачи, карточные шулера, проститутки, аппаратчики… Дыховичный двигает героев по клеткам истории с азартом гроссмейстера и, кажется, даже не замечает, что на доске остались только темные фигуры. К его счастью, интеллектуальная чернуха до сих пор в моде.

****