В прокат вышло продолжение культового фильма «Сумерки» — о любви к вампирам. Удивительно, как стремительно упыри вошли в моду. «Ваш досуг» констатирует: кровавый тренд охватил не только кино и книжный бизнес, но и общепит.
Кривые зубы, морщинистая кожа, лысый шишковатый череп... Мурашки бегут по коже? Тогда переходим к разговору о вампирах.
Зрителям фильма «Носферату. Симфония ужаса», вышедшего на экраны почти 90 лет назад, и в голову бы не пришла мысль о том, что отвратительный кровососущий упырь, которого сыграл актер Макс Шрек, может быть объектом сексуального желания. Во-первых, потому, что любой вампир — это прежде всего труп, а, во-вторых, потому что персонаж у Шрека вышел женоподобным уродом.
Тем не менее на излете нулевых киновампиры стали одними из самых сексуально привлекательных героев. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть недавно вышедший на экран блокбастер «Сумерки. Новолуние», где в роли упыря — Роберт Паттинсон. Он хоть и бледноват слегка, как это положено вампиру, зато выгодно отличается от своих голливудских предшественников смазливым лицом и подкачанным торсом.
Эволюция образа вампира в кино протекала медленно и планомерно. В тридцатых эталоном был венгр Бела Лугоши: его Дракула элегантен, галантен, хотя и злонамерен по своей природе. Ту же линию продолжил андрогинный герой Дэвида Боуи в культовом фильме 1983 года «Голод». А затем происходит настоящая вампирская революция — каждый последующий герой становится все маскулиннее и привлекательнее: Гэри Олдмэн, Уэсли Снайпс, Том Круз, Брэд Питт... Стивен Мойер — актер сериала «Настоящая кровь», показ которого начался в середине октября на телеканале ТВ3, — той же породы: сексуален, брутален, опасен. Это его герой был недавно назван журналом Forbes «самым влиятельным киновампиром всех времен и народов».
За последние два десятилетия трансформировался не только образ вампира, который из беспринципного кровососа превратился в рефлексирующего героя-одиночку. Сама вампирская тема из жалкого чахлика превратилась в мощную индустрию. В кинематографе уже сложился самостоятельный жанр вампирских фильмов, который способен перекрыть по масштабам кассовых сборов любой другой.
Голливудские эксперты посчитали: в среднем фильм о вампирах собирает около 15 миллионов в первую же неделю проката. Это гораздо больше, чем у романтических комедий и мелодрам, и сопоставимо с кассовыми сборами высокобюджетных боевиков. Всего на кровососущих за последние 25 лет Голливуд заработал свыше полутора миллиардов долларов.
Интересно, почему люди с такой легкостью достают свои кошельки, когда речь заходит о вампирах? Американский киновед Уильям Патрик Дей считает, все просто: «Вампирские истории — это заменитель волшебных сказок, рассказывать которые взрослые уже не могут. Вампиры опасны, сексуальны, могучи, и у них есть то, о чем мечтают люди, — бессмертие». Насчет вампирской сексуальности догадались уже художники начала ХХ века. Не так давно за баснословные деньги на «Сотбисе» была продана картина Эдварда Мунка «Вампир» (девушка, низко склонившись, прильнула к шее возлюбленного). На самом деле картина называлась «Поцелуй». Но уже современники увидели в ней признаки вампиризма.
Кроме того, вампир — это совершенный образ нон-конформиста. Существа, не подчиняющегося мещанским законам — он выше правил людишек, «ходящих под солнцем». Поэтому в костюмах и повадках вампиров так много от революционеров и рокеров (взгляните на них в фильме Родригеса «От заката до рассвета»).
Издательский бизнес также распластался в реверансе перед авторами, которых вдохновляет романтика кровавого фуршета. Автор романа, по которому сняты уже упомянутые «Сумерки», — Стефани Майер — недавно вошла в пятерку самых высокооплачиваемых женщин в шоу-бизнесе, расположившись рядом с Мадонной, Селин Дион и Опрой Уинфри. Еще пару лет назад и предположить было невозможно, что фантазии рядовой американской домохозяйки (по словам Майер, сюжет «Сумерек» пришел к ней во сне) способны обойти по продажам фантазии очень неплохой писательницы Джоан Роулинг. Но сейчас это действительно так: «сумеречную» сагу раскупают активнее, чем «Гарри Поттера» — в том числе и в России. Появилась у нас и своя Стефани Мейер — Елена Усачева написала книгу о влечении школьницы Маши к вампиру Максиму.
Что уж говорить о «Дозорах» Лукьяненко и пелевинской Empire V, которые давно заняли почетное место на книжных полках российских вампироманов. Пелевин доводит модный тренд до логического завершения. В его вселенной давно установилась диктатура V, однако у пелевинских вампиров — ничего общего с их предками. Это вампиры эпохи политкорректности. Им чужда грубая материальность мира, они даже человеческой крови не пьют. Как реальные олигархи сосут нефть, так эти существа высшей расы питаются баблосом — жизненной энергией тех, кому не повезло стоять у основания пищевой пирамиды. (Кстати, столь же безрадостна участь человечества была и в фильме «Другой мир», где люди обитали на положении корма для двух бессмертных рас — вампиров и оборотней.) У нынешних вампиров имеется больше чем молодость и сексуальность — деньги и власть.
Даже серьезные творцы не чужды вапирскому тренду. В Доме музыки на 28 ноября назначен показ того самого «Носферату» Мурнау, с которого почти век назад началась мода на вампиров. Показывать черно-белый немой фильм будут под музыку Ираиды Юсуповой — уважаемого композитора, одного из лидеров «новой волны» российской музыки.
Кровавый тренд: мода на вампиров
Любовь к вампирам охватила не только кино и книжный бизнес, но и общепит.