В 2054 году больше не будет преступлений. Судьба потенциальных убийц окажется в руках трех провидцев, которые, лежа в ванне со специальной жидкостью-проводником, будут улавливать картинки из будущего и безошибочно называть имена жертв и злоумышленников. Полиции останется лишь фиксировать видения, определять место действия и выезжать с нарядом для своевременного задержания. Правда, так будет продолжаться лишь до тех пор, пока ясновидящие не назовут имя Джона Андертона (Том Круз), шефа элитного подразделения предупреждения убийств: через 36 часов он должен застрелить в упор абсолютно неизвестного ему человека…
Религия вещей
Можно ли избежать будущего? Стоит ли лишать людей свободы только за предрасположенность к преступлению? Фильм Стивена Спилберга располагает как к философствованию, так и к бездумному поглощению спецэффектов. Первое у него от помешанного на антиутопиях фантаста Филиппа К. Дика, второе само по себе как врожденный дар.
Когда 5 лет назад появилась идея экранизации “Особого мнения”, Спилберг бросил все силы на то, чтобы создать Вашингтон 2054 года. На съемки были приглашены главный американский футуролог Даглас Капленд (художник, скульптор, писатель, автор сценария фильма “Поколение Х”), профессор знаменитой Лаборатории СМИ Массачусетского технологического института Джон Андеркоффлер и еще целый консилиум изобретателей и творцов. Именно благодаря им в ленте появились называющие покупателей по имени рекламные щиты и миникомпьютеры, встроенные в человеческое тело. Картину будущей жизни весьма удачно дополнили 5 разновидностей мобильных телефонов Nokia и автомобиль Lexus Minority Report – двухместная спортивная машина, представленная в январе этого года на международной автомобильной выставке в Лос-Анджелесе. Так антиутопия Филиппа Дика превратилась в утопический мир вещей Стивена Спилберга.
У Голливуда новый фаворит
За “Особое мнение” Спилберг принимался дважды. Съемки были запланированы на осень 1999 года, премьера – на 30 июня 2000 года. Декорации, кастинг, набор технического персонала… Все закончилось в марте 2000-го, когда Спилберг объявил, что приступает к созданию “Искусственного разума”. Работу над “Особым мнением” возобновили только через год. К тому времени в перечне исполнителей неизменным остался только Том Круз. Ушли Мэтт Деймон и Джина Эльфман, появились Колин Фаррелл и Саманта Мортон. Перемены пошли фильму только на пользу. Двадцатипятилетняя Мортон, как утверждают таблоиды, наркоманка по жизни, оказалась идеальной для роли ясновидящей Агаты, а молодой ирландец Фаррелл благодаря своим внешним данным составил серьезную конкуренцию самому Тому Крузу. За что и поплатился. Сценаристы намеренно небрежно прописали его роль. Правда, Фаррелл в накладе не остался - набил морду первой голливудской знаменитости. Разумеется, в кадре.
Вечно молодой, вечно первый
Том Круз перешел на съемочную площадку “Особого мнения” прямо после “Ванильного неба”. Бездарные крупные планы, бездумные глаза… Казалось, от новой ленты стоит ждать нечто подобное. Но Круз сыграл у Спилберга едва ли не лучшую роль в своей жизни. Ни плохой, ни хороший парень. Талантливый полицейский, законченный наркоман. Отец, переживший смерть собственного ребенка. Муж, для которого жена существует теперь только в виде трехмерной видеозаписи. Беглец и потенциальный убийца. Список можно продолжить. Круз виртуозно справился со всеми задачами: наскакался по крышам мчащихся машин, как двадцатилетний юноша, и настрадался от души, как умудренный опытом старик.
Не дожидаясь финала…
В отличие от “Искусственного разума”, где Стенли Кубрик словно стоял за плечами главного голливудского сказочника, в “Особом мнении” Спилберг позволил себе играть в любимые игрушки и быть таким, какой он есть. Старомодным, наивным и не шибко разборчивым.
“Особое мнение” вызывает чувство ностальгии по временам фантастики “большого стиля” с его гигантоманией, бьющей ключом фантазией и детской непосредственностью. Том Круз ловит собственные глаза в коридоре секретной лаборатории; Саманта Мортон порой почти один в один копирует пластику Лилу-Миллы Йовович из “Пятого элемента”. Спилберга оправдываешь как дитя, тянущего руки ко всему тому, на что случайно падает взгляд. И только когда дело доходит до хэппи-энда, не выдерживаешь. Классные спецэффекты, отличные актеры, два с лишним часа держащий в напряжении сюжет, блестящая операторская работа и… Такой финал, как в “Особом мнении” простить нельзя.
****
Самые известные экранизации Филиппа К. Дика:
Бегущий по лезвию бритвы
Blade Runner, США, 1982
Первопроходец в жанре “киберпанк”. Экранизация романа “Мечтают ли андроиды об электроовцах” в частности и лучшая экранизация произведений Дика вообще. Ридли Скотта мало интересовал главный диковский вопрос: “Что делает человека человеком?”, поэтому в фильме андроиды обрели способность к эмпатии (сочувствию), между естественным и искусственным разумом появился знак равенства.
Вспомнить все
Total Recall, США, 1990
Режиссер Пол Верховерн
Классика фантастического жанра. В основе ленты короткий рассказ “Воспоминания оптом и в розницу”. Арнольд Шварцнеггер в роли пролетария Дуга Куэйда, внезапно раскопавшего в своей памяти марсианское прошлое. Теперь его участь – мучиться проблемами самоидентификации.
Крикуны
Screamers, США, 1995
Режиссер Кристиан Дюгрей
Фильм снят по одному из ранних рассказов “Вторая разновидность”. Главная достопримечательность картины: вынесенные в название “крикуны” - сверхновое оружие, передвигающееся под землей и способные уничтожить на своем пути все живое. Главная проблема – внешняя идентичность мутанта-крикуна и человека.
Пришелец
Impostor, США, 2002
Режиссер Гэри Фледер
Экранизация трехстраничного рассказа “Самозванец”, написанного Диком в 50-х годах, самый пик “охоты на ведьм”. Похоже, Гэри Фледер всерьез рассчитывал “продать” своего маловыразительного “Пришельца” на волне интереса к спилберговскому “Особому мнению”, возродившему моду на произведения Дика. Что ж, акт “купли-продажи” прошел, но явно со скрипом.