Нигилист-экстремал Ксандер Кейдж (Вин Дизель) учил продажных козлов-конгрессменов уму-разуму: угонял и со смаком разбивал их крутые тачки. Полиции его не поймать – слишком быстр, умен и отчаян. Управление национальной безопасности – другое дело. Когда боссам из УНБ понадобился секретный агент для внедрения в банду русских анархистов, Ксандера взяли под татуированные руки и сделали предложение: сесть в тюрьму или поработать на благо родины. Свободолюбивому Ксандеру тюрьма, что смерть, – и вот он уже в Праге мочит русских иванов…
Смерть шпиона
Пять лет Columbia воевала с MGM за право множить похождения Джеймса Бонда и, проиграв, решила отомстить. «Три икса» задумывались, снимались и продавались, как приключения секретного агента поколения Х. Продюсеры ставили перед собой задачу не столько вывести на экран нового супергероя, сколько вытеснить оттуда старого. Неслучайно в прологе их фильма злодеи вычисляют шпиона по элегантному смокингу, в котором тот заглянул на рок-концерт; минуту спустя под тяжелые ритмы Rammstein’а толпа экзальтированной молодежи рвет на части труп несчастного агента...
Клон атакует
Способ достижения заветной цели продюсеры выбрали наиболее простой: поместить своего героя в типичный бондовский сюжет, но вместо ослепительной улыбки и накрахмаленного воротничка вооружить его кривой ухмылкой и татуировкой в полплеча. Предполагалось, что рутинные «шпионские» проблемы новый герой будет решать в фирменном экстремальном стиле. Оставалось только найти исполнителя главной роли с соответствующей образу «экстремальной» внешностью.
Зарплата для суперагента
Прочитав сценарий, режиссер Роб Коэн сразу же вспомнил о Вине Дизеле, с которым крепко подружился на съемках «Форсажа». Но Дизель успел подхватить звездную болезнь и потребовал неслыханный для новичка гонорар – 10 миллионов долларов. Охнув, продюсеры начали лихорадочно искать замену и нашли ее в лице Эвана МакГрегора. В ответ Коэн пригрозил уйти из проекта: «Вы можете себе представить «Доктора Ноу» без Шона Коннери? А я не могу представить «Три икса» без Вина Дизеля!» К счастью, к тому времени, когда МакГрегор освободился от съемок во втором эпизоде «Звездных войн», кассовые сборы «Форсажа» перевалили за полторы сотни миллионов долларов, и студийные боссы согласились выплатить Дизелю требуемую сумму. Правда, с условием, что за съемки в сиквеле «Иксов» актер возьмет не больше 12 миллионов.
Преемственность поколений
Татуированный герой Вина Дизеля шагает за британским агентом след в след: забавляется минами-липучками, биноклями-рентгенами и прочими шпионскими игрушками, устраивает мотогонки по крышам домов и слалом по отвесным склонам Альп и, конечно же, спит с красотками, соревнующимися за звание «девушка Кейджа». Тщетно режиссер пытается развести британского джентльмена и американского качка. Может, внешне герои и разнятся, но методы их работы схожи. Создатели «Трех иксов» не учли одного: несмотря на то что Бонда никто не называл экстремалом, он был им от рождения. Агент 007 знал, как обращаться с крутыми тачками, не раздумывая, выпрыгивал из самолета без парашюта и никогда не был приверженцем безопасного секса. Стоит ли удивляться, что по ходу действия пилотный выпуск «кейджиады» превращается в очередную серию бондиады? Обещали новому поколению нового героя, а дали старого, пусть и отрехнувшегося от пыли.
Звезда родилась
Зато в наведении блеска голливудские умельцы превзошли себя. Роб Коэн потратил нехилый (85 миллионов долларов) бюджет с толком и знанием дела. Из современных спецэффектов режиссер гонит чистый адреналин. Можно сколько угодно смеяться над нелепым сюжетом и возмущаться неправдоподобным изображением русских, но факт остается фактом: «Три икса» – hi-tech боевик высшей пробы. Замах не пропал даром: пусть Бонда прибить не удалось, зато крепко досталось старине Арни. Тонны мяса на теле и в шутках, немногословность и убийственный прищур оловянных глаз… Сходство Дизеля с молодым Шварценеггером усиливает исторический факт: Арнольду тоже было 35, когда роль в «Конане-Варваре» сделала его звездой.
Статья: «Групповое» кино