Истоки, случаи и тяжкий труд
Вначале было слово. «Большая пайка» Юлия Дубова. Роман, написанный тяжеловесным языком и отличающийся удивительно старомодной эпической серьезностью, в одно мгновение обрел скандальную популярность и превратился в бестселлер. Виной тому оказались реальные история и люди – главный российский олигарх Борис Березовский и его сподвижники по ЛОГОВАЗу, фрагменты биографий которых и легли в основу книги.
Для того чтобы из полудокументального романа получилось кино, требовались пара лет и ряд с виду случайных совпадений. Однажды режиссер Павел Лунгин («Свадьба») заглянул в издательство «Вагриус» и вышел оттуда, захватив под мышкой «Большую пайку», вроде чтобы «так, просто почитать». Книга понравилась. Задела за живое. Даже больше – взбудоражила фантазию, заставила все сделать, чтобы дубовские персонажи из букв и цифр ожили на целлулоиде.
Новый киногерой
«Олигарх» Лунгина получился стратегически точным продуктом. Связь проекта с реальной историей БАБа обеспечила бурный резонанс в прессе еще до выхода фильма на экран. Правильный и одновременно достаточно рисковый кастинг придал картине долю пикантности. Сценарий, за год написанный Лунгиным, Дубовым и Александром Бородянским, оказался на удивление ярким, сочным и в меру остроумным. Но главное – «Олигарх» вывел на сцену абсолютно нового киногероя: вместо приевшихся по криминальным боевикам и чернушным драмам новых русских и воров в законе появился человек с высшим образованием, немереными амбициями и несоизмеримым капиталом.
Ужимки партийных боссов и малиновые пиджаки остались в прошлом. Место одежки от обожаемого нашими богачами Версаче с его извечными излишествами и роскошью заняли явно более строгие наряды от Вячеслава Зайцева. В итоге «Олигарх» оказался, пожалуй, самым скромным российским фильмом, затрагивающим тему больших денег и при этом не мозолящим глаза попугайскими прикидами, бронебойными «мерседесами» и декоративной роскошью пентхаузов.
По щучьему велению, по моему хотению
«Олигарх» абсолютно соразмерен названию. Много персонажей, но один единственный герой. Хотя до состояния, вынесенного в заголовок, он дорастает только к финальным титрам, много раньше, уже с середины фильма, все пространство, люди, даже движения камеры оказываются подчинены его воле и власти. Его зовут Платон Маковский. Его играет Владимир Машков.
Благодаря Машкову явно асексуальный и большей частью отрицательный (такие, как Маковский, продали Россию!) в народном сознании герой – человек при больших деньгах и большой политике – приобретает весь необходимый арсенал страстного и притягательного героя-любовника. «Хочу» из социальной сферы (хочу виллу, аэродром) органично переходит в личную. Благодаря этому эффекту Лунгин убивает двух зайцев разом: удовлетворяет зрительские потребности в «клубничке» и заставляет чисто по-человечески сопереживать персонажу.
Когда не может быть другой
На роль Олигарха рассматривался не один Машков. Пробы проходил, например, Максим Суханов. Но не подошел. И дело здесь не в актерских талантах. Лунгину зачем-то потребовалось помирить простых россиян с олигархией. Машков оказался в этом смысле как нельзя кстати. Его любят за просто так, как своего парня. И в то же время он по своим личностным характеристикам попадает в образ Платона Маковского на все 100%. Он отвязно азартен, одержим любимым делом, способен идти на риск и в то же время по-хорошему расчетлив: ни какой другой российский актер не строил свою карьеру так умно и тщательно, как в последнее время это делает Машков. Кроме того, статус актера, приглашенного работать в Голливуд, априори дает ему дополнительные очки, а картине добавляет респектабельности. Зазор между актером и персонажем сужается до предела. То, что Маковский делает на экране в сфере экономики, Машков пытается реализовать в искусстве. В этом смысле у Лунгина он играет не Березовского и даже не собирательный образ российского олигарха, а практически самого себя.
История одной карьеры
Платон Маковский был математиком и мог доказать на примере зеленого крокодила любые жизненно важные теоремы. Когда пришла перестройка, он в компании подобных ему молодых людей бросился зарабатывать деньги. Они писали диссертации под заказ и варили джинсы. Это продолжалось до тех пор, пока однажды на горизонте не замаячил Ларри (Левани Учанеишвили). Связи Ларри в российской автомобильной промышленности, помноженные на комбинаторные способности Платона, дали неожиданный результат. На свет появился «Инфокар» – фундамент новой финансовой империи.
Лунгин поставил частную историю. О любви, дружбе, и в то же время о желании власти, деньгах, которые нужны герою не ради них самих, а скорее из спортивного интереса. Страна, политика, экономика – все глобальные категории и темы остались в «Олигархе» за кадром. Вот такой эффект неожиданности. И надо признаться, подобная интимность повествования идет картине только на пользу. «Олигарх» – летопись страстей. И в этом качестве он просто бесподобен.
Статья: Я не играл Березовского