Три из них заслуживают особого внимания – «Гриль-бар «На полпути», «Нигде в Африке» и «Обнаженные». И не только потому, что за каждой стоит весьма популярное в Германии режиссерское имя: Андреас Дрезен, Каролина Линк, Дорис Дорри.
«Гриль-бар «На полпути» получил в этом году на Берлинском кинофестивале «Серебряного медведя». Это история обмена сексуальными партнерами. Место действия – восточногерманский провинциальный городишко. Две семьи дружат и одновременно переживают внутренний кризис интимных отношений. Выходом из сложившейся ситуации оказывается кратковременный роман мужа из одной семьи и жены из другой…
Каролина Линк известна своими детскими фильмами с недетскими мыслями: номинировавшийся на «Оскара» полнометражный дебют «За пределами молчания», закрывавшая «Берлинале» пару лет назад лента «Кнопка и Антон»… Ее новый фильм «Нигде в Африке» – очередная история девочки. На этот раз героиню зовут Регина. Ее родители–евреи бежали от нацистских лагерей в далекую Африку. И теперь для каждого члена этой семьи на одной чаше весов лежит память о родине, на другой – необходимость понять и принять эту новую неизведанную землю…
Дорис Дорри уже можно считать киноклассиком. Ей 47 лет, и даже в России проходили ретроспективы ее фильмов. Среди немецких режиссеров Дорри славится «женской» тематикой, безупречным чувством юмора и необычайной ясностью взгляда на отношения полов. Названия ее фильмов говорят сами за себя: «Мужчины», «Никто меня не любит», «Я красивая?» Последняя по времени комедия Дорри «Обнаженные», показанная на недавнем Венецианском кинофестивале, об одном весьма неординарном вечере из жизни 6 человек. Три пары собрались, чтобы сыграть в игру: надо раздеться, и попытаться на ощупь с завязанными глазами отыскать свою «половинку»…
Немцы любят препарировать межличностные трения и волнения. Наверное, поэтому их излюбленным жанром все чаще становится драма. «Скала» – история о жизни с чистого листа: героиня, уставшая ждать развода своего женатого любовника, уезжает на Мальту, где знакомится с настоящим экстремалом чувств. «Желание» – дебют в кино Йена Дильтея, фармацевта по первому образованию: нераскрытое убийство деревенской девочки тесно переплетается с бурным романом жены священника и деревенского механика. Еще одна драма в программе – «Красавица Марта»: главная героиня учится смешивать кулинарные изыски и науку страсти нежной…
Помимо жанровых пристрастий у немцев обнаруживается и любовь к странным названиям. На Неделе немецкого кино «Свиньи отправляются в полет» и ставится вопрос ребром: «Занимаются ли рыбы любовью?» Про «свиней», а точнее, про двух братьев, вспоминающих о своих детских шалостях, рассказывает уроженец Дублина Эоин Мур, который до этого специализировался на фильмах с названиями, так легко ассоциирующимися с американскими хитами: «Запах мужчины», «Девять с половиной минут»… «Любовью рыб» заведует дебютантка Альмут Гетто. Ее фильм отчасти напоминает ирландскую ленту «Дискосвиньи»: подростки, первая любовь, история взросления…
И, наконец, третья черта национального немецкого кино – тематический выбор: кино Германии немыслимо без Берлинской стены, террористической организации «Фракция Красной армии» и истории объединения. Об этом документальная лента «Черный ящик ФРГ», охватывающая 70 – 80-е годы – самый жаркий период «холодной войны», и трагикомедия «Берлин – это в Германии» – история мытарств гражданина ГДР Мартина Шульца, отсидевшего в тюрьме 11 лет и вышедшего на свободу тогда, когда страны, его осудившей, уже не существовало.
Особняком в программе фестиваля стоит проект «Next Generation». Это 9 короткометражек, снятых студентами немецких киношкол. Разговаривающие камни, похищение поп-звезды, мухи-захватчики… Самая известная из лент программы – «Величайшее изобретение Грегора» Йоханнеса Кифера: в этом году она была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный игровой фильм». Это история о гениальном парне, нашедшем способ «вылечить» свою любимую бабушку, которая была настолько слаба, что могла передвигаться лишь под водой.