Британский полковник Рэмплинг мечтал о сыне. Но ему не повезло: сначала родилась Сара, потом Шарлотта. Не привыкший сдаваться полковник решил воспитывать дочерей, как мальчиков. «Я была его младшим лейтенантом», – вспоминает Шарлотта. Сестренки ходили по струнке, обращались к отцу «сэр» и только что не отдавали честь.
Семья Рэмплингов напоминала мобилизованный по тревоге отряд: чуть что – переезжала вслед за передислокациями отцовского полка. Осесть где-нибудь месяца на три уже считалось счастьем. Маленькие сестрички, не имея времени заводить друзей и подруг, обходились без них: развлекали себя сами, как могли. Одним из таких развлечений стал французский язык, который девочки выучили за несколько месяцев проживания в Фонтенбло. Чуть позже они нашли ему достойное применение: втайне от отца начали выступать с французскими скетчами в одном из лондонских кабаре.
Развлечение быстро переросло в нечто более серьезное. В 13 лет Шарлотта бесповоротно решила стать певицей варьете. Но мечте не суждено было осуществиться. Отец, узнав о шалостях сестренок, немедленно отправил их на курсы стенографисток. Но Шарлотта до курсов так и не дошла: в пику «полковнику» (так и только так Рэмплинг до сих пор называет своего отца во всех интервью) она записалась на кастинг в модельное агентство и в итоге получила работу. «Я стала сильнее его!» – признавалась Шарлотта.
Отцу очень не понравился «бунт на корабле». Видя лицо дочери на обложках глянцевых журналов, он недовольно бурчал: «Это не ты», а потом, когда в прокате появился первый фильм – эротическая комедия! – с участием Шарлотты, и вовсе отрекся от нее.
Слишком много ума для модельного бизнеса
Шарлотте везло. Рано начавшаяся карьера складывалась так, как об этом можно только мечтать. Но успех на подиуме лишь обострил проявившиеся в детстве комплексы. Рэмплинг просто ненавидела свою внешность. Она так и не стала суперманекенщицей: слишком «интеллигентное» лицо, да вдобавок тяжелые веки. Хозяева требовали, чтобы Рэмплинг сделала подтяжку. В ответ Шарлотта ушла из модельного агентства.
Она всегда отличалась непокорностью и тягой к экстравагантным выходкам. Поэтому богемный образ жизни подошел ей как нельзя лучше. На дворе стояли 60-е: «свингующий» Лондон, свобода мыслей и чувств. Поговаривали, что Шарлотта числилась среди «группи» «Битлз» и «Роллинг Стоунз» – девушек, сопровождающих музыкантов на гастролях и оказывающих им определенного рода услуги; что она жила в одной квартире с двумя мужчинами – своим менеджером Брайаном Сауткомбом и манекенщиком Рэндалом Лоуренсом. Последнее, видимо, было правдой. Во всяком случае, прежде чем выйти замуж за Сауткомба, Рэмплинг родила от него сына Барнаби.
Роман с обезьяной
Впервые Шарлотта попала в психиатрическую клинику после скоропостижной смерти сестры. Сара умерла в 23 года от кровоизлияния в мозг. «Я словно в одночасье утратила семью. Я перестала понимать жизнь», – вспоминает актриса.
После клиники в ее взгляде что-то изменилось, да и вообще она стала совсем другой. Именно тогда Лукино Висконти пригласил ее на съемки в «Гибель богов». «Мне от вас нужно то, что скрывается в ваших глазах», – сказал режиссер. После премьеры Шарлотта стала знаменитой. Ее сравнивали с Роми Шнайдер и Лорен Бэколл. Ее позвали в Голливуд, который после зверского убийства сатанистами из банды Мэнсона юной звезды Шарон Тейт был просто одержим экстравагантными актрисами.
В Голливуде Рэмплинг не задержалась. Она снялась в роли возлюбленной нацистского тюремщика в «Ночном портье» Лилианы Кавани, в «Максе» Нагисы Ошимы (именно там ее героиня любила обезьяну) и у Вуди Аллена в «Воспоминаниях о звездной пыли». Как только закончились съемки, она снова вернулась в Европу.
Легенда и одиночество
Выйдя замуж за музыканта-электронщика Жана-Мишеля Жарра, Рэмплинг переехала в Париж. Они познакомились на вечеринке у общих друзей в 1976 году. Это была любовь с первого взгляда: почти сразу же Рэмплинг приняла решение о разводе с первым мужем, а Жарр, в свою очередь, не просто расстался со своей гражданской женой Мари, но и забрал их дочь Эмили. Вскоре Шарлотта родила Жарру сына Дэвида. Они прожили вместе в огромном версальском особняке 20 лет до тех пор, пока однажды Жарр не ушел к юной и прекрасной Изабель Аджани. Шарлотта осталась одна.
Она пришла в себя только после пятилетней вялотекущей депрессии и бесконечной череды психоаналитиков. Рэмплинг сыграла в картине «Под песком» модного режиссера Франсуа Озона и в «Шпионских играх» у своего старого друга Тони Скотта. В 2001 году актриса получила «Сезар» за достижения в мире кино.
Она – легенда европейского кино. И, как многие легенды, болезненно переживает свое одиночество. К прежним комплексам – неприязни к отцу и недовольству собственной внешностью – со временем добавился третий: страх перед старостью. Она все чаще говорит о том, как ужасно было видеть больных и беспомощных Лукино Висконти и Дирка Богарта, и что неплохо бы европейцам перенять китайское уважение к старикам. Хотя ее беспокойство вряд ли оправданно. Несмотря на накопившиеся с возрастом морщинки, она выглядит по-прежнему великолепно. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть свежую комедию Мишеля Блана «Целуй кого хочешь» с роскошной скучающей домохозяйкой – Шарлоттой Рэмплинг.