В своем фильме Наталья сыграла главную роль девушки, которую предали близкие и которая, зачеркнув прежнюю жизнь, пускается в дорогу. Петрова говорит, что это ее последняя роль в кино. Играть она больше не собирается. «Дорога» – это конец карьеры актрисы Натальи Петровой и начало карьеры режиссера Натальи Казаковой.
– Почему ты взяла псевдоним?
– Я разделяю историю актрисы Петровой и режиссера Казаковой. И больше не собираюсь играть. Снимусь только у очень хорошего режиссера и только если роль будет мне близка. А псевдоним – это фамилия бабушки. Она была очень дорогим для меня человеком. Это мой мир, мои корни. И фильм, который я сняла, о корнях. О том, какие мы все разные, как иногда не слышим и не видим друг друга.
– Не хочешь быть актрисой, но в своем фильме сыграла?
– Не давали покоя лавры Вуди Аллена, Никиты Михалкова и всех, кто совмещает режиссуру и актерство. Теперь точно могу сказать, что больше таких опытов над своим здоровьем ставить не буду.
– Мне фильм показался очень личным. Я думала, что ты его снимала про себя…
– Нет, это не биография. Я не сторонник переноса собственных внутренних конфликтов на пленку. Но вопрос мне нравится. Значит, ты идентифицировала себя с героиней. Если хотя бы две-три сцены затронули душу и ты получила хотя бы несколько приятных минут от фильма, это и есть наивысшая награда для меня. И если после финального кадра в зале наступит тишина, значит, я добилась своего и люди задумались, что происходит с ними, как они живут и чем. Я не желаю аплодисментов себе. Пусть в зале будут две секунды тишины.
– Значит, ничего личного? И сама ты никогда не испытывала крушения надежд, иллюзий?
– Нет, ну как же? Без разочарований, крушения надежд, падений я бы не сумела снять фильм. Было все: и боль от потери родных людей, и разочарования в любви, и кризис в профессии…
– И в чем твоя точка опоры?
– В любви и семье. Семья дала мне лучшее, что во мне есть.
– Твои родители имеют отношение к искусству?
– Отец – театральный режиссер. Я выросла за режиссерским пультом. В школе всегда ставила новогодние праздники.
– А зачем в актрисы пошла?
– Славы захотела: обложек, журналов, интервью. И все получилось очень быстро и легко. Не успела приехать в Москву, как поступила в Щукинское.
– Папа помог?
– Папа работал в киевском Театре имени Леси Украинки и о моем поступлении ничего не знал. Я прошла конкурс и была зачислена еще до экзаменов. Не успела проучиться год, как снялась в «Любви» у Тодоровского.
– То есть тебе безоговорочно везло?
– Почему безоговорочно? Потом я несколько лет не снималась. Предложений на уровне «Любви» не было, а в плохих фильмах сниматься не хотелось. Слишком высокую планку взяла. У меня была депрессия: замкнулась, ушла в себя, обиделась на весь мир.
– И тогда поступила на режиссерские курсы к Александру Митте?
– Поступила, когда простила окружающий мир.
– К женской режиссуре часто относятся снисходительно. Ты это испытала? Наверняка ведь говорили: «Ну вот, капризы актрисы…»
– На показе моей дипломной работы «Она» присутствовал Кшиштоф Занусси. Фильм закончился, он встал и спросил: «Кто снимал?» У меня пропал голос, я решила, что сейчас меня разорвут, и прошептала: «Я». Занусси сказал: «Это снимал режиссер» и забрал картину с собой. Вообще почему все решили, что режиссер – не женская профессия? Кто это сказал? Она мужская только потому, что это все физически очень трудно, надо иметь здоровье, крепкую волю и много сил. Ты отвечаешь за всех и все – за группу, бюджет, погоду… Когда я делала фильм, спала по два-три часа. И даже во сне бормотала: «Мотор! Камера!»
– О чем был твой дипломный фильм?
– Это 26-минутная короткометражка о женщине, которая теряет веру в близких людей. И уходит, бросая все, в новую жизнь.
– Странно, у тебя всегда фигурируют женщины, которых предают. Тебя часто предавали?
– Нет. Меня всегда любили. Но вот смотри: сидят люди в кафе, пьют кофе, разговаривают. И каждый рассказывает о своих маленьких горестях и победах: у кого-то любовь, у кого-то предательство, у кого-то успех… Вот о чем я хочу снимать. А что касается предательств... Помнишь «Сбежавшую невесту» с Джулией Робертс? Так вот, я сбежавшая невеста. Я всегда боялась предательств и убегала прежде, чем они могли случиться.
– И поэтому рассталась с первым мужем?
– Иногда люди расстаются не потому, что один предал другого. Они просто расстаются.
– А ты верный человек? Можешь увести мужа у подруги, как это делает Дина Корзун в твоем фильме?
– Со мной такого никогда не было, и я себе такого не желаю. Вообще настоящую семью не разрушишь. А если ее нет… Чувства – такая вещь: люди встречаются и вдруг понимают, что они две половинки, но встретились слишком поздно. Я никого не осуждаю.
– Ты всегда тепло рассказываешь о близких. У тебя большая семья?
– Огромная. Со своими обычаями и традициями. Каждый год 31 декабря приезжают все мои близкие, родные, любимые, мы покупаем елку, вместе наряжаем ее, провожаем старый год, а потом все разъезжаются по своим делам.
– А для дочери у тебя время остается?
– Конечно! Мы много времени проводим вместе. Полинке четырнадцать лет, и я очень ее люблю. Она мой главный человек и моя самая большая мотивация быть лучше. Мы друзья. Если я в каких-то ее словах сомневаюсь, она, прикладывая ладонь к сердцу, говорит: «Мама, клянусь нашей дружбой!»
– У тебя еще один член семьи есть – твоя машина «Клара».
– «Kia Clarus». Она снималась в моих фильмах. В «Дороге» на ней ездит героиня Дины Корзун. Я много времени провожу за рулем, живу в машине: смеюсь, плачу, думаю, подсматриваю ситуации для кино. «Клара» была у меня почти пять лет, сейчас я пересела на «Машку» – «Мерседес 500», мне его подарили. А «Клара» стоит во дворе, отдыхает.
– Тебе мужчины часто помогали?
– Всегда, но не в профессии. Были времена, когда меня снимали на обложки журналов, а у меня не было ста рублей на проездной. Все думали, что я крутая и богатая, а я лежала дома в депрессии.
– Год назад, когда ты закончила снимать «Дорогу», ты говорила, что у тебя не то что на влюбленность, на флирт сил нет…
– Мягко говоря, картина далась нелегко.
– А сейчас рядом с тобой есть человек?
– Да.
– Это любовь?
– Боюсь что-либо говорить!
– Скоро выходит твой фильм. Ты долго шла к тому, чтобы стать режиссером. Довольна результатом?
– Знаешь, у меня произошла переоценка ценностей после того, как я увидела полный зал на показе своей картины в Выборге. Увидела людей, которые купили билеты и пришли посмотреть мое кино. Я ведь сомневалась в каждом кадре и за год себя просто съела. Но когда увидела, как принимают фильм, успокоилась. Люди смеялись, плакали, сидели, затаив дыхание, там, где предполагалось. Я счастлива. Конечно, я в начале пути. И на нем будет все – и ухабы, и ямы. Но я готова. Я выбрала путь. Я пошла.