«Необратимость» – фильм-«триколор». Красное, белое, черное. Появляющийся в финале зеленый не в счет. Этот цвет скорее из несбыточных фантазий главной героини, чем из той яви, о которой на этот раз рассказывает знаток парижского «дна» Гаспар Ноэ.
История раскручивается из конца в начало. Темнота ночи, багровые отблески на стенах притона, бледные, как простыня, лица. Герой Венсента Касселя мечется в лабиринте лестниц и переходов одного из подпольных гей-клубов. Цель – найти и убить человека, которого он… никогда даже не видел в глаза. Но у него есть веская причина ненавидеть: незнакомец до смерти изнасиловал его подругу (Моника Беллуччи), с которой случайно столкнулся в безлюдном городском переходе…
«Время все разрушает» – одна из реплик картины, ее подзаголовок и смысловой ключ. Фильм Гаспара Ноэ снят о той вечной необратимости, которая имеет обыкновение без церемоний врываться в человеческие судьбы, чтобы в мгновение ока поставить их с ног на голову. Режиссер дает срез одной из подобных ситуаций. Он не пытается ни комментировать, ни интерпретировать. Но этого простого следования событиям оказывается вполне достаточно, чтобы добиться шокового эффекта.
Интимных подробностей, воспроизведенных в ленте, с лихвой хватило бы на несколько полнометражных картин. Это подтвердила и премьера в рамках конкурсной программы Каннского кинофестиваля прошлого года. Тогда во время сцен убийства и изнасилования зрители падали в обморок, а американские прокатчики, не привыкшие к демонстрации подобной агрессии на экране, опрометью бежали из зала. Лучшей рекламы картине трудно было и представить. К тому же участие в проекте сразу двух звезд – красивейшей женщины мира и одного из самых востребованных европейских актеров. В истории с «Необратимостью» именно кастинг стал той козырной картой, которая превратила типично арт-хаусный проект в фильм-скандал, фильм-вызов, наконец, фильм-событие. Схема, которая в свое время сделала общим достоянием «Пианистку» с Изабель Юппер, сработала и в этот раз. Надо сказать, блистательно: одним подарив первостатейный интеллектуальный хит, другим просто роскошную Монику Беллуччи в неглиже.
Кое-что о «Необратимости»
- Идея фильма родилась у Гаспара Ноэ во время просмотра пленки с записью реальной казни человека.
- На эпизодические роли режиссер пригласил настоящих сутенеров, проституток и трансвеститов.
- Моника Беллуччи запретила своему законному супругу Венсенту Касселю присутствовать во время съемок сцены собственного изнасилования.
- Венсент Кассель долго отговаривал жену от участия в проекте, но Моника оказалась неумолимой. В конце концов они решили сниматься вместе, причем отказавшись от услуг дублеров на крупных планах интимных сцен.
- В России цензурные запреты постигли рекламу картины, запланированную к размещению в московском метро: был купирован слоган «Безопасного секса не бывает» и предложено затемнить грудь Беллуччи в облегающем платье.