Только что во Франции закончились съемки фильма о жизни Иоганна Себастьяна Баха. Занятно, что главные роли в нем сыграли люди с русскими корнями. Превратности жизни великого немецкого композитора воплощали на съемочной плошадке «полурусский» Кристиан Вадим (сын Катрин Денёв и знаменитого режиссера Роже Вадима, русского по происхождению) и «вполне русская» модель и актриса Елена Ленина.

            Съемочная площадка тоже оказалась «не совсем» немецкой. На протяжении двух месяцев жители одного из городков под Парижем наблюдали странную картину: рано утром к старинному замку подъезжали огромные грузовики, выгружалась аппаратура, декорации, костюмы. Вечером все это добро загружалось в фургоны и увозилось в неизвестном направлении. Наутро все повторялось снова. Объяснение было простым: по контракту все оборудование и, главное, уникальные костюмы должны были «ночевать» на охраняемой стоянке.

            Фильм режиссера Жана Луи Гийерму – первая экранизация биографии Баха. Может быть, потому, что мы, как ни странно, мало что знаем о жизни великого немца? Известно, что у Баха было две жены. Первая умерла в молодости, вторая, Анна Магдалена, которую и сыграла Елена Ленина, жила долго и сохранила ноты примерно 60% произведений Баха – все, что дошло до наших времен. Но ни одного портрета этой женщины не сохранилось. Мало того, не сохранилось даже упоминаний о внешности людей, которые окружали Баха, его друзей и недругов! Поэтому режиссер нашел простое решение: хорошие герои должны быть красивыми, плохие – наоборот.

            Мы не представляем себе лиц этой давней истории, зато хорошо знаем, как они одевались. В знаменитой лондонской фирме «Angels», занимающейся прокатом исторических костюмов, были тщательно подобраны наряды той эпохи. Все места, связанные с жизнью, были разрушены во время Второй мировой войны, и для съемок нашли два замка XVIII века. «Если вы думаете, что жить в замках удобно, вы ошибаетесь, – говорит Елена Ленина. – Там очень холодно! Чтобы актеры могли согреться в перерывах между съемками, на улице ставили специальные палатки. Однажды я разговорилась с актрисой, которая играла служанку в эпизоде. И оказалось, что она хозяйка всего, что нас окружало: замка с постройками, полуразрушенного аббатства и ста гектаров леса. Ей так хотелось сняться в фильме, что она была согласна на любую роль!»

            Исторический фильм – дело серьезное. К работе привлекли лучших стилистов, визажистов, гримеров. Только на то, чтобы «состарить» Баха (это делалось с помощью латекса), каждый раз уходило не меньше трех часов! «Меня как исполнительницу главной женской роли опекали несколько человек, – говорит Лена. – Я была очень польщена. Помимо персонального шофера (по условиям страховки мы не имели права сами водить машину), помощника, отслеживающего, какую сцену я играю сегодня и какой у меня грим, был нанят человек, который занимался только тем, что носил надо мной зонтик. И дело не в капризах: дождь шел постоянно, а мои прическа и макияж стоили больших денег».

            Не обошлось на съемочной площадке без казусов. «Однажды мы поссорились с Кристианом, – вспоминает Лена. – И как назло в этот день должны были играть сцену, в которой Бах делает Анне предложение. Естественно, эпизод завершался поцелуем. Я предупредила Кристиана, чтобы он не позволял себе никаких вольностей: скромный поцелуй – и все. На репетиции все было нормально, но, когда включили камеры, я ощутила, что поцелуй далек от скромного… Я разозлилась и изо всей силы укусила своего партнера за язык! Но вот что такое мастерство актера: Кристиану было очень больно, однако он не подал вида, и мы доиграли сцену до конца».