«Русский ковчег» – документально-игровой фильм Александра Сокурова – репетировался два месяца и был снят за полтора часа в питерском Эрмитаже. С 21 апреля эту уникальную ленту можно будет увидеть в получившем права на эксклюзивный показ Киноцентре на Красной Пресне. Чуть меньше года назад «Русский ковчег» Александра Сокурова стал единственным русским фильмом, отобранным в престижную конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Премьера прошла успешно (критики особенно отмечали техническую сторону проекта), но призов картина не получила, не получила и проката на родине. «Русский ковчег» оказался еще одним типично русским фильмом, о котором много говорят и которого почти никто не видел.

В случае с Сокуровым, возможно, такой расклад даже к лучшему. Ведь его новый фильм (как, впрочем, прежде «Молох» и «Телец») одновременно носит статус русского национального достояния, по преимуществу представляющего страну за рубежом, и принадлежит строго к кино категории «Не для всех». «Русский ковчег» прежде всего для тех, кому близки тонкие проблемы этики, эстетики, русской истории, культуры и совсем не русских технических киноновшеств.

23 декабря 2001 года Александра Сокурова, оператора Тильмана Бюттнера и вместе с ними восемьсот статистов пустили в священные стены питерского Эрмитажа. Взяв за основу образ библейского Ноева ковчега, Сокуров решил рассказать о главном российском музее как вместилище многовековой истории страны.

За кадром звучит голос режиссера. В кадре по залам и эпохам Зимнего дворца путешествует некогда написавший книжку «Николаевская Россия» маркиз де Кюстин (Сергей Донцов). Перед его глазами Петр Алексеевич избивает своих придворных, Александра Федоровна с сестрой Елизаветой наблюдают за играющими детьми, проносится сцена императорского бала 1913 года, балтийские морячки объясняют, как надо вешать картины… Играет оркестр под управлением Валерия Гергиева, слепая разглядывает «Данаю», маркиз и «закадровый» Сокуров судят и рядят о взаимоотношениях России и Европы. В финале пророческий голос сообщает о том, что «Россия – это такой ковчег, который не утонет никогда». Что ж, комментарии излишни. Остается лишь добавить, что фильм стоит смотреть хотя бы из-за уникального метода съемок. Все, что показывается в «Русском ковчеге», было снято одним кадром. С одного дубля. За уже упомянутые полтора часа.

 

«Русский ковчег». Факты и подробности:

· Бюджет фильма составил 2,5 млн. долларов

· После «Красных колоколов» Бондарчука ни одна киногруппа не имела права снимать в залах Эрмитажа. Сокуров прервал 20-летний мораторий на съемки: 35 музейных залов были зафиксированы в «Русском ковчеге»

· 35 кг пришлось полтора часа носить на себе оператору Тильману Бюттнеру: именно столько весила использовавшаяся для «Русского ковчега» цифровая камера SONY HDW-F900 и стэдикам – специальная система крепления камеры к оператору

· Готовясь к съемкам, актеры не спали сутки. Последние часы ушли на грим, примерку костюмов и репетиции