8 мая на экраны выйдет «Пианист» Романа Поланского – фильм, чтение списка наград которого требует несравнимо больше времени, чем собственно воспоминания о картине.
Этот фильм ставит в неудобное положение. Признан международными фестивалями, «сертифицирован» высшими кинопремиями мира. Это давит и гнетет, заставляет, еще не видя картины, восторженно закатывать глаза и с умным видом отпускать весомые и абсолютно заштампованные комплименты о «блестящей актерской игре», «серьезности темы» и трогательности обращения Романа Поланского к своему давнему польскому прошлому.
В основе «Пианиста» воспоминания знаменитого пианиста Владислава Шпильмана о Второй мировой войне. Когда немцы взяли Варшаву, начался знакомый по многим фильмам о нацистах беспредел. Фашисты сначала согнали евреев в гетто, а потом и вовсе занялись планомерным уничтожением неугодной нации. На долю Шпильмана выпали все ужасы того времени, за исключением разве что смерти. От нее Владислава уберег немецкий офицер-ценитель музыкальных талантов…
Я смотрела «Пианиста» почти год назад на Московском кинофестивале. Битых три часа я честно пыталась проникнуться происходящим на экране, посопереживать, посочувствовать, да просто испытать хоть какие-нибудь имеющие непосредственное отношение к картине эмоции. Но вместо этого ощущала лишь спонтанно нараставшее раздражение и желание покинуть зал. Уже одной трети ленты оказалось достаточно, чтобы понять: новый фильм Поланского – это то самое кино, которое обязательно к просмотру лишь «по долгу службы». Оно совершенно не задерживается в памяти, несмотря на все зрительские старания. И вовсе не потому, что бессмысленное.
Просто на этот раз Поланский сделал профессиональную, ровно отполированную картину, по которой скользишь, и ничто не цепляет. Интеллигентно гламурный Эдриен Броуди как по нотам разыгрывает страх, боль, муку. Его окружают исторически точные детали интерьера и достоверно воссозданные архитектурные сооружения предвоенного и военного времени. Вязь слов уверенно распадается на нюансы, смысловые акценты и прочие составляющие драматургической кухни. Но за всем этим нет ни нерва, ни драйва. Поланский дотошен и правилен. Словно никогда и не было чертополоха «Ребенка Розмари», «Макбета», «Горькой луны», «Девятых врат» в конце концов.
«Пианист» – хорошее кино. В том смысле, что это кино на твердую четверку. Оно подобно самоуверенному ученику-хорошисту, который (как бы он ни бился!) лишен столь милой зрительскому сердцу одержимости безусловных отличников и удали неисправимых двоечников.
Доска почета
Краткий список наград, которых удостоился фильм «Пианист»
за год своего существования:
- Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 2002
- 3 премии «Оскар», 2003 («Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучший адаптированный сценарий»)
- 7 призов французской киноакадемии «Cesar», 2003
- Приз испанской академии «Goya», 2003 («Лучший европейский фильм»)
- 4 приза Национальной ассоциации кинокритиков США, 2003
- 2 номинации на «Золотой глобус», 2003
- 2 приза Британской киноакадемии BAFTA, 2003
Подробности биографии:
Владислав Шпильман
Родился в 1911 году в Сосновиче, в Польше. Брал уроки игры на фортепьяно у учеников Ференца Листа.
Прославился «Концертом для виолончели» и сюитой для фортепиано «Жизнь машин». В 1939 году во время исполнения Шпильманом Ноктюрна ре-минор Шопена в прямом эфире на здание государственного радио, где он в то время работал, была сброшена бомба.
Доиграть Ноктюрн пианисту удалось только в 1945 году, когда фашисты покинули Варшаву. В 1946-м появилась книга «Смерть города», на страницах которой Владислав подробно описал все то, через что пришлось пройти за эти 6 лет между поражением и победой. Умер Шпильман в 2000 году. Ему было 88 лет.
Кстати, Эдриен Броуди, сыгравший пианиста у Поланского, на самом деле, мало чем напоминает реального Шпильмана. Разве что к моменту съемок актеру тоже исполнилось 28 лет – именно столько, сколько было Владиславу в тот момент, когда началась война.