На киноэкраны выходит «Черный лебедь» — триллер про балет «Лебединое озеро» с Натали Портман в главной роли. Известный театральный критик Лейла Гучмазова посмотрела фильм, нашла нестыковски с классическим балетом и объяснила, почему идти на него тем не менее стоит.
Кадр из фильма «Черный лебедь»
Отношения кино и снобского искусства балета давно не складываются. Однако зритель, точнее, зрительница, завидев в титрах сразу два культурных бренда — «Лебединое озеро» и имя Натали Портман, — как будто должна все бросить и пойти в кинотеатр за духовностью. Ее рецепт от режиссера фильма Даррена Аронофски — прост, как яичница, и включает весь набор психоанализа для бедных. Дано: юная балерина Нина (Портман), сохранившая в невинности тело и душу до получения главной роли в спектакле. Она скрытая нимфетка и мазохистка, умеющая в случае чего куснуть ухажера, а также фетишистка, умыкнувшая «на счастье» помаду бывшей солистки. Ей помогают сходить с ума деспот-мама — балерина неудавшаяся, отвязная коллега соперницы и гений-балетмейстер, за внимание которого борются все заинтересованные лица. Фоном служат щебечущие девочки из кордебалета, костюмерши, режиссеры, сексуально озабоченные попутчики в метро. В общем, все как у людей. Только это триллер про балет, и причуды обыкновенного городского невротика утончаются в нем до причуд балерины.
Фильм раскрашен мифическим балеринским бытом, где есть полгрейпфрута на ужин, подшивание пуантов и много-много музыки «Лебединого озера» Чайковского, русскому зрителю знакомой до окиси. Собственно, музыка да еще перепуганные глаза Портман и «держат» этот трогательный в своей нестрашности триллер для девочек.
Сюжет как будто накаляется к финалу, когда Нина-Портман должна либо выйти на сцену в роли Королевы лебедей, либо сдаться, уступив роль сопернице. Бедняжку преследуют видения: у Королевы два облика, черный и белый, злой и добрый. И Нина из Белого лебедя, что близок ей как родной, подчиняясь канону спектакля и собственным галлюцинациям, превращается в Черного, проблемного. В духе трэшевого ужастика она то покрывается коростой, то вытаскивает из своего красивого тела шипы, а то и вовсе убивает соперницу осколком зеркала. Ну и, конечно, раз речь идет о балете, над всеми парит демиург-хореограф. Это отличное попадание кастинга: Венсан Кассель (он тут изображает хореографа) в правильном гриме очень похож на молодого Джорджа Баланчина, большого ценителя женской красоты и просто гения. Кассель, правда, абсолютно непластичен, но этим ничем не отличается от остальных исполнителей.
Кадр из фильма «Черный лебедь»
В благородном деле знакомства масс с «Лебединым озером» поучаствовал модный хореограф Бенджамен Миллипье («Лебедь» привел его к реальной помолвке с Натали Портман). Профессионала — выпускника Лионской консерватории и Школы American Ballet Theatre, который к 33 годам успел отметиться в нескольких знаменитых труппах и зарекомендовать себя талантливым балетмейстером, — трудно подозревать в незнании первоисточников. Он просто «причесал» классику под нужды кино. А конкретно: урезал количество лебедей, упростил хореографический текст па-де-де Принца и Королевы лебедей (чтобы Портман было удобнее трепыхать руками), добавил суеты кордебалету. Ничего общего с классической версией в этой «фантазии на тему» нет. Но зрителей об этом честно предупреждают: «Черный лебедь» — это «не как в Большом театре, а приземленнее и откровеннее».
А что касается «раздвоения личности» Королевы лебедей, которое бедной Натали доставило столько хлопот, то в балетном театре это самые что ни на есть будни. Быть в первом акте Белым лебедем, а во втором Черным — это более чем вековой давности канон и «пунктик» для критиков: действительно, каждая балерина немного раздваивается, и у всех какая-то одна половина роли получается чуть лучше другой. Случались даже периоды, когда Черного и Белого лебедя танцевали разные балерины, но эта трактовка не только унижала Принца (все-таки не слепец), но и сметала философию «Лебединого озера»: белое оборачивается черным, а черное — белым, стоит только приблизиться. Мир не однозначен. Если околобалетный триллер хоть немного подтолкнет зрителя к этой мысли, можно считать его не таким уж бессмысленным.