Зачем читать книгу, если по ней уже снят неплохой фильм? Задавшись этим вопросом, «Ваш досуг» сравнил самые громкие экранизации последнего времени с литературными первоисточниками.
«Железная хватка»
Чарльз Портис, 1968; Итэн и Джоэл Коэны, 2010
«Миллионер из трущоб»
Викас Сваруп, 2006; Дэнни Бойл, 2008
«Гарри Поттер»
Джоан Роулинг,
Если серьезно, то прочитать семикнижие нужно ради того, чтобы узнать, как же все было на самом деле. Ведь от фильма к фильму литературный первоисточник становился все толще, а значит, впихнуть в заявленное экранное время можно было все меньше и меньше. Менялись режиссеры, а с ними и интерпретации, под нож шли сюжетные линии и герои. Больше всего пострадала самая объемная и самая неприключенческая пятая книга. Почти взрослая история о трудностях переходного возраста на экране превратилась в мелконарезанный салат из малосвязанных между собой эпизодов.
По большому счету, при экранизации за ярким визуальным рядом и спецэффектами, за прекрасной работой актеров было потеряно главное, что составляет суть саги. История взросления мальчика, который больше всего на свете хотел найти друзей и быть как все, а вынужден был стать героем и спасителем мира.
Пожалуй, единственное, в чем полностью совпали и книга, и экранизация, это невнятная любовная история главного героя. В то, что Гарри влюблен в Джинни, поверить одинаково сложно и читателям, и зрителям.
«Не отпускай меня»
Кадзуо Исигуро, 2005; Марк Романек, 2010
Режиссер Романек и писатель Исигуро работают в разных жанрах — причитания и элегии. Первый делает все, чтобы разжалобить зрителя: в кадре то обреченные на заклание детишки, то Кира Найтли, которую потрошат на хирургическом столе... И все под скрипки и с таким количеством глицериновых слез, что в конце концов это становится уже чересчур. Исигуро можно читать без носового платка. В реальность с таинственными «выемками» он погружает читателя исподволь, через намеки и проговорки. Все в его антиутопии буднично, как в жизни. Просто история о двух девочках и мальчике, которые, не успев разобраться с дружбой и любовью, по законам какой-то неумолимой высшей силы должны умирать. И эта отстраненная манера делает историю куда более пронзительной.
«Похороните меня за плинтусом»
Павел Санаев, 1996; Сергей Снежкин, 2009
Разница в дистанции, которую выбирают для себя писатель и режиссер. У Снежкина все действие — двое суток, спрессованных в один беспросветный кошмар. Режиссер приближает камеру настолько, что изображение чудовищно искажается, мать с сожителем превращаются в алкашей, тираническая бабушка — в монстра. Санаев смотрит на все с расстояния, его историю рассказывает не беспомощное дитя, которое рвут на части, а взрослый человек, который смеясь расстается с прошлым. Вот откуда эта ироничная, при всех рассказываемых там ужасах, интонация книги — главный секрет ее прелести, оставшийся за пределами экрана.
«Чужая»
Владимир «Адольфыч» Нестеренко, 2006; Антон Борматов, 2009
По пути на широкий экран из книги Адольфыча вымарали почти весь матерный колорит, и история заметно поблекла. А ведь в аутентичных бандитских диалогах, которым позавидовал бы Тарантино, и заключалась главная удача книги.
«Дорога перемен»
Ричард Йейтс, 1961; Сэм Мендес, 2008
Беспощадно точная психологическая проза, рядом с которой фильм Мендеса кажется до обидного поверхностным. Если вы поклонник сериала «Безумцы», есть и еще один повод прочесть «Дорогу перемен» — ради духа
«Прощай, детка, прощай»
Деннис Лихейн, 1998; Бен Аффлек, 2007
Прочесть первоисточник стоит хотя бы затем, чтобы узнать, кем же, по мысли автора, был детектив Кензи, вернувший похищенную девочку непутевой мамаше, — спасителем или идиотом. Фильм Аффлека ответа не дает.
«Ешь, молись, люби»
Элизабет Гилберт, 2006; Райан Мерфи, 2010
Отличная книга из разряда «Робски для умных». Если вы девушка, если у вас личная драма — читать обязательно. Свяжете заодно сюжетные нитки, до которых не снизошли авторы фильма. Скажем, почему все-таки героиня Джулии Робертс развелась с мужем и отправилась уничтожать содержимое итальянских пиццерий?
«Меняющие реальность»
Филип Дик, 1954; Джордж Нолфи, 2010
Лента вышла динамичной, жизнеутверждающей и без лишней утяжеляющей чистый жанр глубины. Но в этом и ее недостаток. Говоря категориями нолановского «Начала», это как если бы у сна, в дополнение к реальности, был только один уровень. Тем, кто взыскует экзистенциальной глубины, все же придется обратиться к Филипу Дику.