На закрытии Московского кинофестиваля оскароносная актриса представила свой новый фильм «Расплата», а заодно получила специальный приз имени Станиславского. В беседе с «Вашим досугом» вспомнила свою кинокарьеру — трудную, но успешную.


Хелен Миррен на московской премьере «Расплаты». Фото: Дмитрий Ткаченко

В фильме «Расплата» вы с Джессикой Честейн играете одну и ту же героиню. Возникали ли у вас с ней сложности в процессе съемок?
Сложно было режиссеру совместить две совершенно разные личности. Первоначально Джон Мэдден утвердил на роль Рэйчел меня, а затем занялся поисками актрисы, которая должна была сыграть ее в молодости. Он очень обрадовался, когда нашел Джессику — у нее волевые черты лица, именно то, что нужно. К тому же она еще и красавица. Только в мечтах я могла быть такой же красивой. Мы с Джессикой провели вместе немало времени, обсуждая, как нужно играть Рэйчел, чтобы она воспринималась как одно и то же лицо.

Чему вы уделяли больше внимания в работе над ролью?
Несмотря на то что по жанру это триллер, от актеров все-таки требовалась эмоциональная игра. Моя героиня долгое время скрывала свои настоящие чувства, храня старые тайны. Так как наш фильм является ремейком израильской картины 1997 года, я следила за потрясающей работой актрисы, исполняющей главную роль, и старалась отобразить в своей игре ее актерские приемы.

По сюжету вы должны говорить по-русски. Как вам это давалось?
Для меня это была тяжелейшая задача. В первоначальном варианте сценария было много русских диалогов, но потом пришлось их сильно сократить. Я не учила русский в детстве. Отец считал, что в этом нет необходимости. Он был уверен, что мы никогда не вернемся в Россию. Я, как могла, справилась с русскими репликами и очень волновалась перед показом картины здесь, в России.

Ваши героини почти всегда сильные личности. Что для вас интереснее — играть сильных или слабых?
Сильные герои всегда одинаковые, а слабые, наоборот, многогранны. Они полны проблем, сомнений. Переживают целую гамму эмоций. И поэтому более интересны для меня. Даже когда я играю сильный характер, то всегда пытаюсь найти в нем какую-то слабинку.


Хелен Миррен и Расселл Брэнд. Кадр из фильма «Артур. Идеальный миллионер»

Недавно вы снялись вместе с Расселом Брэндом в фильме «Артур. Идеальный миллионер». Как вам работалось в комедии?
Это было очень тяжело! Я еще ни разу в жизни не была так измождена, как после съемок в этом фильме. Мы часами репетировали по сценарию, потом импровизировали, а затем все повторялось снова. Несмотря на все трудности, работа доставляла огромное удовольствие. И это был важный опыт, ведь до сих пор я не делала ничего подобного. У меня были комические роли, как например в «Девочках из календаря». Но сыграть полностью комедийный персонаж в большой комедии — это для меня впервые.

В фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник» в сцене секса в туалете вы снимались сами или это была дублерша?
Конечно же, это была я. Я бы никому не позволила играть вместо меня. Вообще о съемках в этом фильме у меня остались самые невероятные воспоминания. Никогда столько не смеялась. Все актеры полностью отдавались работе и порой делали на съемочной площадке то, что при любом другом режиссере никогда бы себе не позволили. Но ради великого художника Питера Гринуэя они были готовы на все. Вспоминаю завтраки в актерском трейлере, куда мне в самом начале рабочего дня приносили бутылку шампанского. И так было замечательно на съемочной площадке!

Совсем недавно в Москве была Камерон Диас. И она сказала, что ваша карьера — это идеал актерской карьеры...
Со стороны всегда все выглядит лучше, чем на самом деле. Но нет ничего идеального в этом мире. Да, я считаю, что мне повезло с моей карьерой в кино, несмотря на все трудности. Мне пришлось много бороться — с собственным мнением, неуверенностью, постоянным самокопанием. Что касается Камерон Диас, то я бы убила за такие ноги, как у нее. Моя карьера и ноги Камерон — это, на мой взгляд, самое идеальное сочетание.

А кто для вас является идеалом?
Анна Маньяни. Я мечтаю играть хоть вполовину так замечательно, как она. Когда ищу вдохновение, то всегда думаю о ней.