Говорят, что с этим актером очень трудно работать, но ему подвластна любая роль. Символ Голливуда 60-х, сенсация 80-х, суперзвезда 90-х, киноклассик сегодня – все это он, Дастин Хоффман. Зрители и критики признали в нем настоящего актера в 1967 году – за роль в фильме «Выпускник» («The Graduate») Дастин Хоффман был номинирован на «Золотой глобус», а позднее – на «Оскар». Фильм о бунте сам стал бунтом. Вместо победно-глянцевых «картинок» 50-х с их брутальными лощеными героями на «фабрике грез» состряпали веселую сексуальную сатиру на жизнь и нравы среднего класса. 30-летний Хоффман сломал классический стереотип киногероя, сыграв 20-летнего юнца. И тем самым проторил себе путь на голливудский Олимп. «Невзрачный рефлексирующий коротышка попал в священный список!» – захлебывались одни газеты. «Куда катится Голливуд?» – вторили им другие. Увлекшись дискуссией на тему чистоты голливудских рядов, они позабыли сказать о самом главном. О том, что попасть в Голливуд – это полдела. В нем еще нужно удержаться.
В погоне за «Оскаром»
За «Выпускника» Дастин «Оскара» так и не получил. Так же, как не получил его и два года спустя за роль аутсайдера, бродяги-туберкулезника Рико в «Полуночном ковбое». Говорят, тогда он жутко расстроился. Но веры в собственные силы не утратил. Проиграв в очередной раз, Хоффман решил для себя раз и навсегда: если «Оскар» не идет к нему в руки, он придет к «Оскару» сам. Шаг за шагом, год за годом, роль за ролью – не зря кто-то из великих мира сего сказал, что путь на голливудский Олимп больше напоминает путь на Голгофу!
«Больше ролей, хороших и разных» – таков отныне его девиз. В «Маленьком большом человеке» (1970) он сыграет старого мошенника. За старым мошенником последует скромный математик, превратившийся в яростного и безжалостного мстителя («Соломенные псы», 1971), обреченный на смерть заключенный («Папиллон», 1973) и, наконец, затравленный эстрадный фигляр Ленни Брюс (фильм Боба Фосса «Ленни», 1974). Именно за роль Ленни Дастин в очередной раз получит номинацию на «Оскар» и… снова не станет лауреатом. После новой неудачи он превратится просто в одержимого. И будет истязать себя «по методу Станиславского» так, как, вероятно, не предполагал это делать даже сам Константин Сергеевич. Рассказывают, что во время работы над фильмом «Марафонец» (1976) Хоффман несколько суток специально не спал. Именно тогда великий Лоуренс Оливье, увидев изможденного Дастина и узнав о его бессонных ночах, произнес ныне ставшую хрестоматийной фразу: «Парень, а ты не пробовал просто ИГРАТЬ?»
Сын эмигрантов
Сын румынских эмигрантов, приехавших в 20-х годах в Америку в поисках новой жизни, младший ребенок в семье, хрупкий низкорослый мальчик – на что юный Дастин мог рассчитывать? Прижатый вечной необходимостью зарабатывать на жизнь, молодой Хоффман перепробовал массу профессий: торговал игрушками, мыл окна, переписывал набело чужие рукописи… Он даже поучился в школе драматического искусства в Пасадене, где на пару со своим закадычным другом Джином Хэкманом был признан самым бесперспективным учеником! А потом была нью-йоркская Актерская студия Ли Страсберга. Именно там, в студии, Хоффман «влюбился» в «метод Станиславского». Именно со студии начался его путь в большое кино…
На приеме у президента
Надо сказать, этот путь оказался на редкость тернистым. Не гнушаясь ничем, Дастин играл в рекламе «Фольксвагена», снимался в многочисленных телесериалах, выступал в постановках на Бродвее, писал песни… Похоже, Голливуд был изначально обречен сломаться под напором трудоголика Хоффмана! Однако настоящий звездный час пробил для Дастина Хоффмана лишь в 1988 году с появлением на экранах «Человека дождя». Талантливая смесь из раскрученного Хоффмана и многообещающего Круза в итоге дала один из самых конкурентоспособных и прибыльных фильмов десятилетия. За роль гения-аутиста актер получил своего очередного «Оскара». Критика единодушно признала, что Хоффману удалось создать один из самых объективных и «неслезливых» кинообразов физически неполноценного человека.
Следующим фильмом-событием оказался «Хвост виляет собакой» (1997), где на пару с Робертом Де Ниро Хоффман (в роли циничного пиарщика) имитировал военный конфликт в Югославии, дабы отвлечь внимание широкой общественности от сексуальных интрижек президента. Фильм оказался пророческим: вскоре после его выхода в США разразился скандал с Биллом Клинтоном и Моникой Левински. И малобюджетный проект (15 млн. долларов) Левинсона, Де Ниро и Хоффмана принес 43 миллиона кассовых сборов плюс 20 миллионов за видеопродукцию.
Прощай и здравствуй
Сегодня Хоффман – живой киноклассик. Что, кстати, не мешает ему выглядеть все так же незвездно, как и полвека назад. Несмотря на весьма солидный возраст, два брака за спиной и семерых детей на шее, он все тот же настырный коротышка из актерской студии Ли Страсберга, который зарубил себе на носу, что не бывает хороших или плохих ролей. «Бывают хорошие или плохие актеры, – любит повторять актер. – Именно поэтому я по-прежнему всеяден при выборе своих персонажей». Его верность слову, данному еще в годы далекой юности, вызывает уважение. Совсем недавно мы видели его в роли убитого горем отца в фильме «Миля лунного света». И вот теперь новая картина – «Афера». Здесь герой Дастина – избалованный мафиозный босс, который любит эротический массаж и лично отсматривает девочек для стриптиза. Персонаж омерзительный, но, как всегда у Хоффмана, сыгранный с душой. «А иначе я играть не умею! – смеется актер. – Как и большинство трудоголиков, я помню одну очень важную вещь: достичь заданной высоты – полдела. Главное – на ней удержаться».
Еще немного о Хоффмане
Новый год для Хоффмана – праздник особенный. Именно в новогоднюю ночь 15-летний Дастин потерял девственность. Соблазнительницей выступила 19-летняя особа, которая… перепутала его с братом. «Это ты, Ронни?» – спросила она, обнимая юного Хоффмана в темной комнате. «Я», – ответил парнишечка басом. Но первый опыт есть первый опыт. Все закончилось слишком быстро – не успев начаться. Как только зажегся свет, девица обнаружила подмену и завизжала. Хоффман, по его признанию, дико испугался и сбежал. Как был, без одежды.