Умный романтический триллер про шофера-гангстера, которому не чуждо человеческое, — приз за лучшую режиссуру в Каннах.
«Драйв» — бенефис Райана Гослинга
Можно ли сделать авторский фильм в пространстве голливудской студии, скрестить артхаусное кино с блокбастером? Создатели «Драйва» посчитали, что можно. Режиссер Рефн и актер Гослинг обладают настолько мощными репутациями независимых художников, что вряд ли согласились бы прогнуться под студийный диктат. Продюсеры предоставили им ощутимую творческую свободу, понимая, должно быть, что потеряют часть попкорновой аудитории. Зато приобретут новую, фестивальную. Фильм получил приз за режиссуру в Каннах и собрал в американском прокате все же неплохие деньги для рейтинга R, не допускающего к просмотру основных делателей кассы — подростков до 17 лет.
Причины ограничений для зрителей — насилие. Поскольку Николас Виндинг Рефн сильный постановщик, то что бы он ни взялся показывать, это убедительно, будь то чистая любовь или жестокость. С точки зрения сюжета и жанра присутствие насилия понятно. Главный герой в исполнении Райана Гослинга хоть и шофер по профессии (его так и зовут — Драйвер, другого имени нет), и работает в кино каскадером, это далеко не вся его жизнь. По ночам Драйвер имеет дело с мафией и возит грабителей на дело. Персонажи вооружены и опасны, за ними нередко гонятся полиция или конкуренты — разумеется, без пальбы и кровопролития не обойтись. Однако важно, что сам герой на экшн никогда не напрашивался. Наоборот, Драйвер всячески пытается предупредить переход событий в нежелательно шумное и нервное русло. Его идеал — привез ребят, подождал 5 минут и уехал. Если клиенты управились — их счастье. Нет — пусть пеняют на себя. Он просто шофер. Разговаривает мало и неохотно, зато способен договориться с кем угодно. Проблема в том, что наниматели Драйвера в отличие от него самого не столь принципиальны и уж совсем не благородны.
По степени положительности характер, воплощенный Райаном Гослингом, сопоставим, пожалуй, с Леоном-киллером из фильма Люка Бессона. У него тоже есть те «слабые», кого надо защищать. Сам актер считает, что сыграл супергероя. Драйвер абсолютно бескорыстно рискует жизнью ради чужой женщины, ее мужа и ребенка. Так что если отрешиться от средств защиты — ударов тупым предметом и огнестрела, — это фильм о возвышенных романтических чувствах. Герой нелюдим и замкнут, его естественное состояние — рулить в одиночестве по ночному Лос-Анджелесу и слушать музыку в машине (саундтрек в «Драйве» довольно изыскан). Так уж случилось, что стальное сердце шофера тронула хрупкая блондинка, живущая с маленьким сыном по соседству. Разыгранный на пленительных взглядах и нюансах взаимного притяжения дуэт Гослинга с не оставляет сомнений — это любовь. Но платоническая. Соседка замужем, муж как раз выходит из тюрьмы и собирается начать честную жизнь. Вот только прежние дружки его не оставляют. Шантажируют семьей и вынуждают пойти на заведомо гиблое дело. Драйвер знает, что должен помочь, пусть ему и придется схлестнуться с бывшими покровителями из мафии. Даме его сердца, как и публике, остается верить, что все обойдется, вопреки превосходящим силам и коварству противника.
Несмотря на потрясающий актерский ансамбль, «Драйв» все же становится бенефисом Райана Гослинга. Этот актер обладает умением приковывать внимание к своему персонажу, даже ничего не говоря и не делая в кадре. Просто стоит и смотрит или ждет в машине и держит руки на руле — а с экрана на зрителя прет такое напряжение, которое впору завешивать табличкой «не влезай — убьет». И уж если такому парню есть к кому проявить заботу и нежность, лучше бы иметь его на своей стороне.