Очередная раздача «Оскаров» утвердила эстетику ретро как тренд и продемонстрировала, что «академики» смотрят кино как все нормальные люди – не столько умом, сколько сердцем.


Кадр из фильма «Артист»

На излете «оскаровской» гонки в триумфе «Артиста» не сомневался, наверное, никто — от кинокритиков и букмекеров до домохозяек и редакторов «Вашего досуга», посвятивших фильму журнальную обложку за неделю до раздачи статуэток. «Артист» подкрадывался к пику признания не незаметно, но широко шагая и срывая, как самые спелые ягоды вдоль лесной тропинки, наиболее ценные призы на промежуточных фестивалях. За время пути собачка смогла подрасти — из ни на что особо не претендующей игрушки, скромной стилизации под голливудское кино начала 1930-х до международного хита, который подозрителен лишь тем, что всем нравится. Любовь, которая не бывает без грусти, и лучше, чем грусть без любви — да, пожалуйста. Обаяние — сколько угодно (немалую его часть, возвращаясь к нашим собакам, генерирует мелкий терьер, который вдохновил энтузиастов на идею в дальнейшем ввести в обиход «Оскар» для животных). Интеллект (а «Артист», при всем декларируемом простодушии, очень умно сделанное кино). Отличная музыка вместо диалогов, в процессе которых всегда можно наговорить разочаровывающих глупостей (кино немое). И, наконец, махровое ретро (а ностальгирует человечество ничуть с не меньшим энтузиазмом, чем тянется к прогрессу).

Ретро, в общем, можно полагать трендом нынешнего «Оскара». По числу номинаций «Артиста» опережал «Хранитель времени» Мартина Скорсезе — не столько детская сказка, сколько вдумчивая экскурсия маэстро по любимым фильмам его детства и юности. Оказавшаяся, увы, из тех тематических прогулок, что увлекают в первую очередь неугомонного гида, а не его спутников, которых вместо особенностей какого-нибудь конструктивистского фасада занимает неуклонно крепнущее желание присесть в теньке и выпить холодного лимонаду. Да, «Хранитель времени» дико изобретательно снят. Однако для того, чтобы увидеть в нем не красивую сказку (лишенную, впрочем, свойственной сказкам динамики), а вдохновенный киноманский гимн, надо предварительно посвятить много диванно-экранных часов своей жизни знакомству с киноклассикой. И не очевидной, вроде «Унесенных ветром», а раритетной, при упоминании которой даже продавцы ларьков с артхаусом делают такое специально-безнадежное лицо, как будто вы спросили, а нету ли в продаже короткометражек Жоржа Мельеса, на суахили. В итоге, все кропотливо прорисованные цифровые красоты вокзала в «Хранителе времени» («Оскара» за художественное оформление он все-таки получил) в зрительском восприятии норовит смахнуть хвостиком все тот же Угги из «Артиста».

Ну да бог с ним, с псом, напоследок обратимся к прямоходящим. Положим, у исполнителя главной роли в «Артисте» ослепительная улыбка и усики щеточкой. Но уж кто точно куда больше заслуживал быть отмеченным как лучший актер, так это Брэд Питт, сыгравший блистательного неудачника в «Человеке, который изменил все». Дайте уже растущему от роли к роли Брэду то, что он заслужил, пока человек, как грозится, не ушел из профессии. давно не получала «Оскара» (он стал третьим в ее карьере) - ох черт как неудобно. Но ничуть не менее как влитая статуэтка смотрелась бы в руках . После ее появления в «Девушке с татуировкой дракона» всякая прогрессивная девушка скажет: «Лисбет Саландер — это я». Где, скажите, те тетеньки, что обнаружат в себе немного Маргарет Тэтчер под воздействием шарма героини Стрип в «Железной леди»?

Да, «академиков» по-прежнему нельзя обвинить в чрезмерной объективности, но год за годом эти работники невидимого фронта демонстрируют, что они любят кино самой живой, незашоренной любовью (и ошибки — лишь ее понятное чисто по-человечески) доказательство. Между царством 3D-машинерии и гениальной простотой (как пару лет назад между «Аватаром» и «Повелителем бури») они по-прежнему выбирают сердцем. А это единственно верный подход к такому чуду, как кино.