Исключительно точно соответствующий названию и на удивление не скучный трэш-боевик про кровавые нравы американской глубинки. Бенефис Рутгера Хауэра и канадский ответ «Ворошиловскому стрелку».
В главной роли — Рутгер Хауэр
Путешествующий по Штатам на «товарняках» бомж, убедительно запущенный, но жилистый дедушка, с глазами цвета самого синего льда, давно мечтает сменить образ жизни на более оседлый. Согласно бесхитростному стариковскому бизнес-плану, все, что для этого требуется, это газонокосилка за $49.99, которая впоследствии будет приносить работящему хозяину стабильный доход. Оказавшись в провинциальном местечке под названием Надежда, герой находит в витрине поразительно универсального (с ассортиментом от коньков до оружия) магазина именно то, что нужно. Однако чуть более детальное знакомство с окружающей действительностью дает понять, что косить в городке принято не траву, но человеков. Делами в Надежде заправляют бизнесмен-диктатор Дрейк, демонический мужчина в белом костюме, и два его сынка-мажора, отмороженным нравом пошедшие в папу и дербанящие кокаин килограммами. Впечатленный царящим на улицах насилием, Бомж находит двух друзей — дробовик (честно купленный по цене газонокосилки) и юную проститутку Эбби, насчет которой герою спокойнее предполагать, что она попавшая в не простые обстоятельства честная учительница. Так в городе начинается новая жизнь.
Фильм родился из фейкового трейлера — как и ранее «Мачете» Роберта Родригеса, с которым канадского режиссера-дебютанта Джейсона Айзенера связывают общие представления об идеальном кино (ранее Айзенер поучаствовал в написании сценария для «Грайндхауса»). Представления известные: «Бомж с дробовиком» наследует копеечным боевикам 1970-х, которые впаривал клиентам юный сотрудник видеопроката Квентин Тарантино, пока не получил возможность, подавшись в режиссуру и творчески эти идеи доработав, переключиться на более широкую зрительскую аудиторию. Другой источник вдохновения — трэш-продукция легендарной студии Troma, эта галактика вывернутых кишок, раздавленных голов и залитых клюквенным соком сисек.
Подобного добра в кадре хватает — и с избытком (есть, в частности, демонстрируемый дважды затейливый метод гильотинирования с помощью канализационного люка с вырезанной по центру дырой и скрепленного замком). Однако Айзенер, в отличие от своих коллег по цеху (включая того же Родригеса, чей «Мачете» сильно проигрывал по занятности собственному ролику) обладает еще и вполне приличной режиссерской хваткой. У него, в общем, всего одна сюжетная идея (та же, что и у говорухинского «Ворошиловского стрелка»), но она прекрасно работает. Зло должно быть наказано, ни один сколько-нибудь заметный подонок не уйдет живым — впрочем, на положительных героев это правило тоже свободно может распространяться. «Бомж с дробовиком» ни разу не притормаживает и не рискует утомить (а 99 процентов трэш-продукции, при всей яростной живописности фактуры, этим страдают). Вот и желтый школьный автобус, превращенный в крематорий, отдымил свое, и торчащая из локтя вместо кисти кость обернулась смертельным оружием, а авторы, как образцовая хозяйка из рекламы, находят, чем еще удивить: в кадр, лязгая, забредают два рыцаря родом из стимпанковских антиутопий.
При этом главным аттракционом картины, конечно, остается ветхозаветный мститель-одиночка в исполнении Рутгера Хауэра. Только за прошлый год артист снялся в дюжине фильмов, чрезмерной разборчивостью он не страдает, а в эпизоде, где его герой за «двадцатку» жует бутылочное стекло перед любительской камерой гогочущих гопников, можно предположить автобиографические мотивы. Но чувства горечи по этому поводу не возникает — тем более, что в великих актерах Хауэр не ходил и в лучшие свои времена, выезжая, как правило, на харизме. Есть те, кто будто косилкой стрижет награды за развесистые голливудские драмы, а есть те, кто правильно и без скидки на возраст передергивает затвор. С этой обманчиво простой драматургической задачей звезда «Бегущего по лезвию бритвы» по-прежнему управляется как мало кто другой.