Евгений Миронов в самом молчаливом кино нынешнего сезона. Но не самом удачном. Однажды утром ничем не примечательный Грегор Замза проснулся и обнаружил, что превратился в огромного и мерзкого жука...
Так начинается рассказ Кафки «Превращение». Будь дело в Голливуде, тамошние умельцы вылепили бы из латекса или нарисовали на компьютере славное насекомое с печальным взглядом человечьих глаз. Иное дело Россия, где высшая актерская доблесть – не превращение, а перевоплощение. Вслед за К. Райкиным, сыгравшим Грегора в «Сатириконе», Валерий Фокин сделал человека-жука из Евгения Миронова. Получилось не хуже. Но что хорошо для сцены, для кино – смерть. Одно дело – театр одного актера, разыгранный в яме-вольере, и совсем другое – многофигурный киноэтюд с залитой дождями Прагой, реальной квартирой и настоящим трамваем. В первом случае мы имели уникальный спектакль-аттракцион, во втором – лишь занудную экранизацию. Не спасает дело замечательный, техничный и молчаливый Миронов. Потому что не получилось в фокинском «Превращении» главного – со всей жестокостью прописанных у Кафки ужаса, отчаяния и отчуждения, которые возникают между родными людьми, стоит лишь кому-то из них обрести не слишком традиционную форму.