Главный очернитель исландских ледяных просторов Бальтазар Кормакур приготовил очередную недобрую сказку о своих соотечественниках. Более наглядного путеводителя, чем «Море» Кормакура («101 Рейкьявик»), не сыскать. После подобного кино надолго задумаешься: стоит ли ехать в Исландию. Несмотря на факт экранизации литературного произведения (в основе фильма пьеса Олафа Хаукура Симонарсона), все, что показано на экране, правда и только правда.
Все случилось почти так, как в «Торжестве» Томаса Винтерберга. Большая богатая семья однажды собралась вместе. Приехал блудный сын со своей невестой-француженкой. Заглянула сестра с мужем-мямлей и сыном, помешанным на американских игрушках и гамбургерах. Старый упрямый отец, экстравагантная бабка в стереонаушниках, молодая темпераментная кузина… Когда компания по традиции выпила горячительные напитки и закусила исландской селедкой, градом посыпались «скелеты из шкафов»…
«Море» Кормакура вызывает смешанное чувство восхищения и ужаса. Восхищения – фантастической красотой исландской природы. Ужаса – от людей-монстров, обитающих среди этого великолепия. На фоне мерцающей ледяной пустыни языками пламени взвиваются неразрешимые семейные конфликты. Выяснения отношений холодных северян дадут фору горячим мексиканским страстям. Смотришь на это и то и дело ловишь себя на мысли: «А ведь мы с этими исландцами похожи!»