Лучший фильм Тима Бертона за последние годы — не великий, но ужасно смешной гимн Америке 1970-й, увиденной глазами 200-летнего вампира в исполнении Джонни Деппа.
Америка, 1970-е годы. Отпрыски знатного семейства рыбопромышленников Коллинзов (в лучшие для бизнеса времена родной городок назвали Коллинвудом именно в их честь) измельчали и деградируют каждый на свой манер в стенах прекрасного, но запущенного особняка. Семейное дело вот-вот вылетит в трубу. Однажды на пороге поместья появляется удивительный гость — легендарный предок Барнабас Коллинз (), вампир, который 200 лет пролежал в закованном в цепи гробу. Героя туда запихнула Анжелика, умница, красавица и колдунья, чью любовь он неосторожно отверг. Быстро адаптировавшись к современности, Барнабас, вопреки, казалось бы самой вампирской природе, обеспечит свежий приток крови и энергии в фамильный бизнес, найдет новую любовь и сведет счеты с Анжеликой (). Та по-прежнему жива-здорова-молода и владеет конкурирующим рыбным комбинатом.
Фильм снят по мотивам одноименного американского сериала (грандиозный успех, больше 1000 серий, армия фанатов, среди которых и Джонни Депп, выступивший на картине продюсером), что гарантировало дополнительный приток публики в США, но, по понятным причинам, едва ли заденет какие-то дополнительные струны в душе российского зрителя. Впрочем, незнание контекста не лишает удовольствия: чисто по компонентам перед нами практически идеальный фильм Бертона, укомплектованный его любимыми приемами, темами и артистами. Как снимающимися у режиссера давно (Дэпп, Грин, супруга режиссера ), так и звездными новобранцами, которые настолько органично внедрились в бертоновскую вселенную, что непонятно, как он обходился без, скажем, , прежде.
Тени в этой истории и впрямь бывают мрачны, но, к счастью, органично соседствуют с жизнелюбивым юмором (автор сценария — писатель Сэт-Грэм Смит, известный ерническими обработками классики вроде «Гордость и предубеждения и зомби»). В начале картины обильно усыпанный мертвенной побелкой и изголодавшийся за 200 лет Депп высасывает кровь из дюжины строителей, на свою беду случайно вырывших гроб. Потом переключается на милейшую компанию хиппи, перед этим обстоятельно побеседовав с ними о вселенской любви. Затем впивается клыками в шею психотерапевта. Занятая в этой роли жуликоватой докторши Бонэм Картер не расстается с бокалом виски и на высочайшем уровне разыгрывает драматическое похмелье — яркий утренний свет, как можно убедиться, убийственен не только для вампиров, но и для алкоголиков. Но главные звезды присутствующего в кадре паноптикума — все-таки Депп, (обживающий 1970-е с неофитским пылом гайдаевского Ивана Васильевича) и Грин, особенно когда сходятся в постельной сцене, по ходу которой от энтузиазма партнеров крошатся стены и щепки летят. Плюс инфернальный рокер в образе самого себя 30-летней давности.
Удивительно и в то же время по-своему закономерно, что по вампирской теме певец готики решил высказаться только сейчас, когда модный тематический стандарт, заданный «Сумерками» сходит — и это скорее, к счастью — на нет. Чисто по баллам высказывание выглядит скорее удачным. Хоть бы и потому, что после «Алисы в стране чудес», которая стала самым коммерчески успешным и при этом наименее творчески состоятельным проектом Бертона, поклонникам потускневшего как будто таланта режиссера оставалось рассчитывать только на худшее. А тут вдруг — вполне себе. Не «Сонная лощина», конечно, не «Эд Вуд» и не «Битлджус» (где Бертон тоже посмеивался над американским мещанством 1970-х, сталкивая его с мистикой). Но доказательство, что в руках понимающего человека вампирская тема на экране вполне способна заиграть красками — пусть не новыми, но яркими.