Минувший Венецианский кинофестиваль можно охарактеризовать двумя словами: жестокость и вера. Фильмы-победители рассказывают примерно об этом.
«Золотой Лев»
«Пьета»
Южная Корея, 2012. Р:
История конченого отморозка, кошмара района и бестрепетного специалиста по выколачиванию долгов родом из тяжелого сиротского детства, который сначала выясняет, что у него, кажется, есть-таки мать, а потом — что имеется и какая никакая, а душа. На фильм одного из самых известных южно-корейских режиссеров, по его словам, вдохновила скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа». Но поклонники Ким Ки Дука могут, если что, не опасаться чрезмерной благостности. Все приметы стиля автора «Острова» и «Вздоха» в наличии: бескомпромиссное насилие, кровь, со вкусом выношенная и реализованная месть. Неожиданный поворот сюжета компенсируется предсказуемым финалом. Мнения наблюдателей разные. Кто-то полагает, что приз получен справедливо. Кто-то — что за долготерпение. Снявший «Пьету» после затяжной депрессии Ким Ки Дук слишком давно ходит в молодых и ранних и по-настоящему увесистых наград до «Льва» не получал.
Спецприз жюри
«Рай. Вера»
Австрия, Франция, Германия, 2012. Р:
Вторая (после «Рай: Любовь») часть триптиха самого, наверное, радикального на сегодняшний день австрийского режиссера (Зайдль потеснил с этой позиции ). И снова со скандальным религиозным подтекстом (очень востребованным на нынешнем фестивале в Венеции). В центре сюжета — медсестра и христианская проповедница, родная сестра героини «Любви», делающая выбор между страстью земной (к мужу-мусульманину) и небесной — чересчур экзальтированной симпатией к Христу: за сцену с мастурбацией распятием на авторов фильма уже подали в суд. Не обошлось без небольшого скандала и на церемонии закрытия (не все гладко с регламентом, как выясняется, бывает не только на ММКФ): сначала Зайдлю ошибочно выдали приз за лучшую режиссуру.
Режиссура, Кубок Вольпи за мужскую роль
«Мастер»
США, 2012. Р:
Опять удивительная религия. Отслуживший на Второй Мировой и вернувшийся в Штаты главный герой Фредди — алкоголик и придурок, скандалист и юродивый, которого судьба сводит с Доддом — гуру новой религиозной секты (есть основания полагать, что фильм снят по мотивам биографии одиозного главы сайентологов Рона Хаббарда). Участники центрального актерского дуэта — и (к счастью, так и не ушедший из кино в кантри-звезды, как грозился) — поделили приз за главную мужскую роль. У Пола Томаса Андерсона что не фильм, то шедевр («Магнолия», «Нефть»), и новый — не исключение.
Кубок Вольпи за женскую роль
«Заполнить пустоту»
Израиль, 2012. Р: Рама Бурштейн, Игаль Бурстайн
«Кубок Вольпи» достался Хадас Ярон, сыгравшей главную роль в израильской ленте о юной хасидке, которую, мнения девушки не спрашивая, намерены выдать замуж за вдовца ее внезапно умершей сестры.