В прокат вышел фильм «Мисима. Финальная глава». Это не первая картина о Юкио Мисиме: невероятная история его жизни, завершившейся ритуальным харакири, будто просится на экран. Вот лишь несколько фактов из бурной биографии знаменитого японского писателя.
Смертельный номе. Источник: Смертельный номе. Автор: Смертельный номе
- На самом деле его звали Хираока Кимитакэ. Отец — высокопоставленный госчиновник, дед — бывший губернатор Южного Сахалина. Властная истеричная бабушка забрала болезненного внука у родителей полутора месяцев от роду. До 12 лет он жил с ней в одной комнате, виделся с родителями, братом и сестрой только с ее разрешения, никогда не играл с другими детьми, читал книжки и придумывал истории: «Огромное наслаждение доставляло мне воображать, будто я погибаю в сражении или становлюсь жертвой убийц. И в то же время я панически боялся смерти». Идеальный клиент психоаналитика.
- В шестнадцать впечатлительный юноша кардинально меняет жизнь: пишет свою первую повесть «Цветущий лес» и берет новое имя. Хираока Кимитакэ больше не существует, отныне он Юкио Мисима, что означает Зачарованный Смертью Дьявол. Любимые темы, которые будут неизменно присутствовать в его произведениях, определились — Красота и Смерть.
- Поражение Японии во Второй мировой он воспринимает как личную трагедию. Но, впрочем, в армию не рвется и, сославшись на слабое здоровье, от призыва уклоняется. Получив диплом юриста, Мисима работает на два фронта: на престижной должности в Министерстве финансов и за письменным столом. Однажды от истощения и усталости молодой человек чуть не угодил под поезд: закружилась голова. Так с госкарьерой было покончено.
- Первый громкий литературный успех приходит в 24 года. Яркий, талантливый и скандальный роман «Исповедь маски» делает Мисиму знаменитым и ставит крест на отношениях с семьей. Ему не простили бесстыдной откровенности, особенно признания в гомосексуализме. Вопрос об ориентации писателя до сих пор продолжает будоражить публику, большинство исследователей считают, что Мисима был бисексуалом с садистскими наклонностями. Наличие жены и детей не мешало ему посещать гей-клубы.
- Эпиграф «Исповеди маски — из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «...Красота — это страшная и ужасная вещь!» У Достоевского красота в итоге мир спасает, у Мисимы — калечит, разрушает, губит. Но и неотвратимо притягивает и соблазняет.
- В 27 лет он попадает в Грецию и, потрясенный совершенством мраморных богов и героев, решает изменить свое тело, «создать из себя полную свою противоположность». Плавание, фехтование, каратэ, бодибилдинг. Изнурительные тренировки за несколько лет превратили хилого ботаника в мускулистого качка-атлета. Результаты были настолько впечатляющими, что статья о культуризме в энциклопедии была проиллюстрирована его фотографией с обнаженным торсом. Мисиму сжигала жажда самоутверждения. Он ставил театральные спектакли, летал на истребителе, дирижировал симфоническим оркестром, снимал кино, совершил несколько кругосветных путешествий... В нем было неистребимое актерство, желание постоянно быть на виду, на слуху, удивлять, шокировать. Все, что он делал, превращалось в эффектное шоу.
- Проникшись монархическими идеями, Мисима создал и на свои средства содержал военизированную ультра-правую молодежную организацию «Общества щита». На рассвете 25 ноября 1970 Мисима дописал последнюю страницу романа «Падение ангела», позавтракал, облачился в форму «Общества щита», взял древний самурайский меч и с четверкой верных последователей отправился к штабу Восточного округа сил самообороны на токийской военной базе Итигая. О своем визите предупредил заранее, никому и в голову не пришло, что он приехал совершать военный переворот. В полдень Мисима вышел на балкон и сказал собравшимся солдатам: «Сегодня японцы думают только о деньгах... Где же наш национальный дух?.. Вы должны восстать, чтобы защитить Японию. Японские традиции! Историю! Культуру! Императора!.. Вы же солдаты. Почему вы защищаете конституцию, которая отрицает само существование армии? Почему вы не проснетесь?..» В ответ раздался свист. Что может быть унизительнее для самурая! Мисима расстегнул мундир, надетый на голое тело, и заколол себя мечом. Как хороший режиссер и отличный актер он рассчитал почти все. И опроверг собственные слова: «Дожив до сорока лет, человек теряет возможность уйти из жизни красиво». Ему было сорок пять.
-
Поговаривают, что все дело в депрессии. Мисима был одним из главных претендентов на Нобелевскую премию, которую присудили Михаилу Шолохову. Кто знает... Очевидно другое — такой человек не мог позволить себе мирно умереть от старости и болезней. От него осталось четыре десятка романов, половина из которых была экранизирована практически сразу, 18 пьес, триумфально шедших по всему миру, сотни эссе, рассказов. И репутация мастера эпатажа, которую он поддерживал всю свою жизнь.
Смертельный номе. Источник: Смертельный номе. Автор: Смертельный номе
(1925-1970)
Выдающийся японский писатель и драматург, публицист и эссеист, известный режиссер театра и кино, популярный актер, фехтовальщик, дирижер симфонического оркестра, летчик, путешественник и фотограф, лидер военизированной группы «Общество щита». Автор 40 романов и 18 пьес, множества коротких рассказов и литературных эссе; трижды выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.