Черно-белый 3D-мультфильм — вдохновленная «Франкенштейном» история мертвого электрического пса, родившаяся из кино-заготовки 1984-го года. Лучший за последние годы, самый сентиментальный и, кажется, во многом автобиографический проект Тима Бертона.
Источник фото: kinopoisk.ru
В семье своей родной учащийся младших классов Виктор Франкенштейн кажется мальчиком чужим. Прагматичный папа-туроператор полагает, что лучшая организация чужого семейного отдыха — это не дать никому того, о чем он мечтает, и в целом распространяет данную концепцию на домашний быт. Мама не расстается с пылесосом и дамским романом. Имея по-своему счастливую возможность тешиться чем угодно, лишь бы не вешаться, мальчик развлекается съемками любительских фильмов и научными опытами на чердаке. Его единственный друг — страхолюдный, но обаятельный (эту характеристику можно применить ко всем персонажам «Франкевини») песик Спарки, а единственный взрослый, к словам которого имеет смысл прислушаться — безумный препод-физик Ржикрузски. Наглядная демонстрация благотворного влияния разряда электрического тока на рецепторы дохлой лягушки пригодится Виктору при печальных обстоятельствах: Спарки насмерть собьет машина, подросток решит оживить любимца, выкопает его из могилы и дождется толковой грозы.
Игровая короткометражка «Франкевини», снятая 26-летним для Disney в 1984-м году, могла бы стать надгробным камнем на карьере режиссера, не обладай он столь же фанатичной, как у Виктора, верой в избранный путь. Последовали увольнение и заморозка проекта (среди причин перерасход средств плюс собственно сюжет: в те годы приключения мертвого электрического пса едва ли соответствовали старомодным эстетическим стандартам мейджора). За прошедшие годы и Disney, и Бертон порядочно изменились. Кинокомпания, в виду натиска конкурентов, стала куда менее чопорной, а Бертон, напротив, опопсел. Достаточно, чтобы привлечь в мультиплексы широкую зрительскую аудиторию (коммерческая и беззубая «Алиса в стране чудес» по сборам стала самым успешным его фильмом), и охладить пыл прежних поклонников. Снятый в ч/б и при этом в 3D «Франкенвинни» — кость, брошенная последним, причем с изрядным количеством мяса. Можно продать и рукопись, и вдохновение, но не отношения с собственным отрочеством, а новая картина пополняет галерею вольных автопортретов мастера (портрет художника в карнавальной юности — вдохновенно-трэшевый «Эд Вуд», в компромиссно-кризисной зрелости — остервенело-сумрачный «Суини Тодд»).
Никакого (актер-талисман Тима Бертона, причем по итогам последних фильмов уже нет уверенности, что талисман счастливый), минимум уступок массовым вкусам (трупик собачки, несколько дней полежавший в могиле, прикрыт-таки простынкой, да и финальный хэппи-энд, который, кажется, дался авторам не без труда). Проблесковые маячки, знаки и символы, отсылающие к лучшим, от «Битлджуса» до «Эдварда Руки-Ножницы», картинам. Простительная, но не чрезмерная сентиментальность — оживший хвостик отбивает ударов ровно столько, сколько нужно. Отличные типажи (и честно, с минимумом применения цифровой графики, сделанные куклы): в оригинале озвученный легендарным старцем и давним бертоновским сподвижником Ржикрузски, анемичная школьница-блондинка, гадающая в светелке по экскрементам собственного кота. Парад цитат из хоррор-классики 1950-х. Кропотливо воссозданный уголок провинциальной Америки (Бертон практически скопировал городок Бербанк, в котором вырос). Сонный, бессмысленный и безнадежный, пригодный, по большому счету, лишь для того, чтобы по его улицам пронеслись уже наконец апокалиптическим галопом ожившие в одну грозовую ночь гигантская черепаха-годзилла, крыса-мутант, зубастая помесь кота и летучей мыши и осатаневшие головастики, убить которых, по сюжету, можно только попкорном.