Очередной эпизод франшизы по популярному французскому комиксу — в равной степени энергичный и не смешной, но опять с Депардье и многое объясняющей садистской цитатой из «Заводного апельсина».


Источник фото: kinopoisk.ru
 

Ориентировочно 55-й год до нашей эры (с фактами и датами создатели обходятся вольно — плохи будут дела у того нерадивого школьника, что рискнет использовать ее при подготовке к урокам, манкируя учебниками). Римский император Гай Юлий Цезарь, полководец и тиран (), намерен пополнить коллекцию завоеванных стран Британией. И вот уже древний Лондон оккупирован, а метательные камни расплющивают мопсов в личных покоях королевы Корделии (). Дело, казалось бы, швах — но тут королевскому советнику Краковаксу ( приходит в голову золотая мысль выписать из далекой деревни двух галлов, Астерикса (Эдуард Баэр) и Обеликса (). Герои должны доставить ко двору бочку волшебного галльского напитка, который удесятеряет силы того, кто сделает хоть глоток.

Одно из наиболее очевидных достоинств картины (и всех трех приквелов) — четко очерченная целевая аудитория. В первую очередь это, естественно, французы и убежденные франкофилы, поскольку положенный в основу сценария комикс Рене Госинни — действительно полновесное, впитываемое с материнским молоком национальное достояние. Его аналогом в России могли бы стать, скажем, рисованные книжки анекдотов про Петьку и Чапаева — хотя нет, все равно не то, давно ли вы слышали свеженький, с пылу с жару анекдот про Петьку и Чапаева; канул культурный пласт.

Вторая категория зрителей, которым «Астерикс и Обеликс в Британии» должны бы понравиться, значительно более туманна, но наверняка водится в природе. Это люди, не растерявшие простодушно-дефицитного умения благодарно принимать комический кинематограф, где персонаж, больно поскальзывающийся на банановой корке раз-другой-третий (а в картине кто-то куда-то падает постоянно, и после всякого шмяка как будто зависает небольшая пауза, напрашивающаяся на закадровые аплодисменты) — это хороший и самодостаточный повод для смеха. Тут, кстати, российский аналог напрашивается легко — это постапокалиптическое «Возвращение мушкетеров» . Возможно, дети: без шуток про особенности совместного проживания двух немолодых мужчин не обходится, но не чрезмерно ядреных. Не исключено, что поклонники бессменного Обеликса — Депардье; если ваша любовь к звезде «Вальсирующих» и «Двадцатого века» достаточно велика, чтобы сердце не обливалось кровью при виде великого артиста с двумя косицами и в грушевидных штанах, благодаря фасону которых огромная попа героя начинается где-то на уровне рыхлых плеч. В новом фильме он совсем мало возится с собачкой, зато, например, трехмерно отрыгивает в объектив кусок несъедобной свинины.

Остальным гражданам это кино будет, скорее всего, мимо кассы. Несмотря на избыток действия, в картине, состоящей из разрозненных гэгов (в своем творческом методе создатели «Самого лучшего фильма» не одиноки), нет ни намека на динамику. Всякий как будто перспективный сюжетный зачин оборачивается ударом на копейку. Викинги, пребывающие в Британию со сколь странной, столь и поэтической целью узнать, что такое страх (и они натерпятся его от чопорной английской бонны), падают жертвой сценаристов: те элементарно не знают, что с ними делать, и тупо сбрасывают скандинавов в море – туда же, и по тем же неуважительным причинам, последуют в финале и римляне: шмяк-шмяк. Пара неполиткорректных шуточек в адрес итальянцев (в Цезаре явно просматривается Берлускони, которому не дают развернуться зануды-сенаторы), пяток— по душу англичан («в Англии самые красивые — это туристы»). Плюс, наконец, остроумная пародия на «Заводной апельсин» — для того, чтобы ее прочувствовать, можно и не иметь знакомства с первоисточником . Достаточно не быть избыточно смешливым французским ребенком, но сдуру заключить пари, что вы посмотрите «Астерикса и Обеликса в Британии» от первого кадра до последнего.