По случаю выхода «Джанго освобожденного», где Квентин Тарантино экспериментирует с эстетикой вестерна, вспоминаем самые странные образцы жанра.

«Каннибал! Мюзикл»

США, 1993. Р: Трей Паркер

 
Золотоискателя, загадочным образом растерявшего в экспедиции своих товарищей, обвиняют в каннибализме — и не без оснований. Редкий образчик творчества легендарной трэш-студии Troma, который и впрямь интересен как самодостаточная история. Молодой кинематографист оттачивает ядреный юмор (шутка со снеговиком), который впоследствии доведет до совершенства, придумав «Южный Парк». Поскольку мюзикл, и впрямь зажигательные песни.

Странность — 6 баллов

«Ковбои против пришельцев»

США, 2011. Р: Джон Фавро

Несовершенная, обруганная критиками, но все-таки обаятельная попытка создателя «Железного человека» впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, свести в дуэли у салуна запыленных мужчин с «кольтами» и инородную склизкую мерзость а-ля «Чужой». В числе прочего выясняется, что очень к лицу ковбойская шляпа, взгляд исподлобья как у Чарльза Бронсона, и эстетика вестерна как таковая — кто бы, впрочем, сомневался. 

Странность — 7 баллов

«Лимонадный Джо»

Чехословакия, 1964. Р: Ольдржих Липский



Главный герой, лучший стрелок небольшого городка на Диком Западе, гроза врагов и любимец дам, всеми своими достоинствами обязан трезвости: вместо виски пьет «кола-локовый» лимонад (в котором, понятно, легко опознается «кока-кола»). Авторы вышучивают пьяниц и беспринципность мира чистогана. Хит советского кинопроката, который немало доставляет и сейчас.

Странность — 6 баллов

«Мертвец»

США — Германия — Япония, 1995. Р: Джим Джармуш

Один из самых известных и загадочных фильмов о дружбе офисного клерка по имени Уильям Блэйк, которого нелегкая занесла на Дикий Запад, и индейца, большого ценителя европейской культуры. Из «Мертвеца» можно извлечь бездну смыслов (а можно не обнаружить их вовсе, но при этом ничего не потерять). Вся картина — развернутая иллюстрация строчки : «Ну а покойники, бывшие люди — смелые люди, и нам не чета». 

Странность — 9 баллов

«Крот»

 Мексика, 1970. Р: Алехандро Ходоровски



 Бесхитростная фабула (герой неспешно пересекает прерию, убивая подвернувшихся недругов) густо пропитана причудливо истолкованными религиозными мотивами и черт знает чем еще. С одной стороны, стандартные атрибуты вестерна на месте. С другой, весь фильм — будто кошмарный сон питерского депутата-законотворца Милонова: обвиняя режиссера в педалировании гомосексуализма и педофилии, тогдашние критики не так чтоб попусту наговаривали. За кадром было интересно. Озабоченный реалистичностью Ходоровски (не только режиссер, но и исполнитель главной роли), выгнав с площадки всех, кроме оператора, изнасиловал актрису — это требовалось по сюжету. А для жуткой сцены чумы, говорят, лично передушил и художественно разложил в кадре три сотни кроликов. Свою профессию надо любить.

Странность — 10 баллов

«Сверкающие седла»

США, 1973. Р: Мэл Брукс

 
Раблезианская пародия на все классические вестерны разом — самый коммерчески успешный проект великого пересмешника . За сорок лет до Брукс дразнит гусей и консервативных поклонников жанра, делая одним из главных героев вестерна афроамериканца. Неполиткорректное слово «ниггер» в «Сверкающих седлах» звучит едва ли не чаще, чем в «Джанго освобожденном».

Странность — 5 баллов

«Сукияки Вестерн Джанго»

Япония, 2007. Р: Такаши Миике



Ремейк классического спагетти-вестерна Серджио Корбуччи «Джанго» (1966). Правда, предельно вольный. Достаточно отметить, что все персонажи, за исключением Тарантино в эпизодической роли, здесь японцы — как бы ковбои (при шляпах и прочих аксессуарах), но как бы и самураи. Очень кроваво и очень смешно, однако желателен предварительный просмотр пары-тройки канонических вестернов. А это в любом случае дело богоугодное.

Странность — 5 баллов