Гений и тоталитаризм – венгерский киноклассик Иштван Сабо продолжает препарировать свою излюбленную тему. То, что происходит в картине, – типичный поствоенный синдром, когда опасность уже позади, но нервы еще на пределе, и поэтому так и тянет делить окружающих на своих и врагов. В фильме Иштвана Сабо этим занимается американский майор Стив Арнольд (Кейтель). Под его юрисдикцию попадает дело дирижера Берлинской филармонии Вильгельма Фуртвенглера (Стелан Скарсгаард). Дирижер не был членом нацистской партии и, хотя выступал на официальных приемах Гитлера, до последнего момента верил в свою непричастность, наивно полагая, что человек искусства выше политики. Но американский майор подобных убеждений не разделял...
Впервые тема гения и обстоятельств возникла у Сабо в «Мефисто». Потом были «Полковник Редль», «Хануссен». Конечно, по сравнению с давно прописанными в учебниках по киноистории лентами «Мнение сторон» не открывает практически ничего нового. В идейно-философском аспекте. Иное дело актерское воплощение. Кейтель со Скарсгаардом могут по праву претендовать на звание одного из лучших драматических дуэтов последнего времени. Каждый из героев, отстаивая свою, диаметрально противоположную собеседнику позицию, доходит до предельной степени как достоверности, так и исступления. При подобном раскладе режиссеру не остается ничего иного, как только занять позицию невмешательства. Сабо не судит, не выносит приговоров, он лишь наблюдает за прениями сторон, оставляя приговор на совести зрителя. Впрочем, наша совесть может быть спокойна: вопросы, поднятые в «Мнении сторон», из категории вечных и неразрешимых.