«Ваш Досуг» вспоминает самые скандальные военные фильмы последних лет, которые и сами по себе в разное время стали поводом для жарких баталий, хоть бы и словесных.

«Сволочи»

Россия, 2006

Малолетних уголовников (дело происходит в 1943 году) сначала долго готовят на диверсионной базе, а потом отправляют взрывать фашистский топливный склад. Операция по определению самоубийственная для исполнителей, но отряд-то ведь и набирали из совсем отпетых, приговоренных к смертной казни. Лишенный очевидных художественных достоинств фильм, возможно, прошел бы без излишнего шума. Но в титрах фигурировала строчка «Основано на реальных событиях», и тут полыхнуло. На церемонии вручения премии «МТV Россия» отказался вручать награду фильму, «который позорит мою страну». В ФСБ заявили, что подобных диверсионных школ для подростков-смертников не существовало. Автор литературной основы, писатель , до этого утверждавший в интервью, что книга автобиографична, признал, что сюжет «Сволочей» — художественный вымысел. Оказавшийся крайним режиссер принес публичные извинения.

«Бесславные ублюдки»

США, 2009

От проказника , вдруг взявшегося за кино о Второй Мировой, ожидали кровавого месива, рядом с которым натуралистичный разгул «Спасти рядового Райана» показался бы целомудренной диснеевской сказкой. Герои фильма, отзывающиеся на клички вроде Жид-Медведь, и впрямь обстоятельно снимают врагам скальпы. В заключительном эпизоде , вырезав на лбу свастику, с гордостью провозглашает: «Вполне тянет на шедевр». Но в целом Тарантино не превращает кино в мясорубку, разминаясь в жанре альтернативной истории. По его версии, Гитлер, Геббельс и Гиммлер и другие представители нацистской верхушки гибнут в результате терракта в парижском кинотеатре. По словам режиссера, он мечтал сделать военное кино, где евреи выглядели бы не жертвами, но беспощадными мстителями. В этом плане замысел удался, и даже более чем. Однако в Израиле на Тарантино с его благими намерениями обиделись. Спустя три года «Джанго освобожденный», остервенелый гимн борьбе с расовой сегрегацией, также не встретит повального понимания у афроамериканского населения США. Тем не менее, оба фильма — безусловные шедевры.

«Утомленные солнцем 2: Предстояние»

Россия, 2010

«Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Россия, 2011

Великий русский режиссер и выдающийся мастер «троллинга», вызвал общественный огонь на себя задолго до премьеры «Предстояния». Грядущий проект обзавелся нескромным слоганом «Великий фильм о великой войне» и эффектными постерами, давшими толчок такому сетевому явлению, как «фотожаба». На наиболее невинных картинках комдив Котов изображался, например, с вампирскими клыками или в образе Фредди Крюгера (благодаря стильному протезу героя, шутникам тут действительно трудно было удержаться). Результат оправдал самые злорадные ожидания. Возвращение живых мертвецов. Утопление Сталина в гигантском торте. Мина как орудие божьего промысла, которое, не будучи тимошкой, видит немножко, кого взрывать, а кого, напротив, спасать. Лента стала пиром духа для многочисленных историков-любителей, которые смотрят военное кино не тупого удовольствия ради, а с целью проверки на аутентичность петлиц и пуговиц. «Цитадель», где ковать победу Котову помогают паук, комарик и мышь, своей откровенной мифологичностью сняла ряд скучных вопросов про соответствие исторической правде. Но хорошего кино из «У.С. 2» все равно не получилось, а ореол скандальности не принес фильму финансовых дивидендов: картина провалилась в прокате.

«В краю крови и меда»

США, 2011

Едва затеплившийся роман боснийской мусульманки и православного серба обрывает военный конфликт в Югославии 1992-го года. Народы планомерно вырезают друг друга, а герои встречаются вновь. Она — военнопленная, он — офицер с заслуженной репутацией одного из самых лютых полевых командиров. Любовь вспыхивает по новой, но это уже не радость, какое там, сплошная патология. Про давно было понятно, что она девушка с характером, и вряд ли кто рассчитывал, что в качестве режиссерского дебюта актриса изготовит кисейную виньетку. Однако результат превзошел все ожидания. Посол мира при ООН, в своей пропитанной насилием картине Джоли отбросила всю дипломатию. Мусульмане в картине — благородные борцы и жертвы конфликта. Сербы — отмороженные нелюди и убийцы младенцев. Боснийских женщин возмутили романтические чувства героини к сербу. Сербов — режиссерский взгляд на конфликт, действительно предвзятый. Напоследок Джоли обвинили в плагиате, но суд она выиграла.

«5 дней в августе»

США — Грузия, 2011

Узнав из новостей о назревающем российско-грузинском конфликте, американский журналист по зову сердца устремляется на место событий. Когда-то грузинские солдаты из контингента НАТО спасли ему жизнь в Ираке, в напоминание о чем и медальон имеется. Свадьбу, на которую приглашают героя, превращают в кровавую баню русские бомбардировщики. Далее в дело вступает, насилуя и убивая местное население, российская пехота — особо свирепствует казак Даниил в исполнении финского актера Микко Ноусиайнена. Между тем в Тбилиси, демонстрируя поддержку, прибывают президенты Украины и прибалтийских стран. Всерьез обидеться на «5 дней в августе» не позволяет хоть бы и его художественная беспомощность: при том, что поставил фильм крепкий, что называется, ремесленник Ренне Харлин, а в главных ролях снялись , и (в образе Саакашвили). Смотреть ленту стоит разве что в рамках причудливой тематической кино-вечеринки, между снятыми по тому же инфоповоду российскими «Олимпиусом Инферно» и «Августом. Восьмого», где в конфликт в Осетии вмешиваются еще и роботы-трансформеры. Под рюмку-другую водки и хинкали, которые будто созданы друг для друга.