После выхода в прокат «Человека из стали» Зака Снайдера и Кристофера Нолана, получившегося слишком серьезным и, в общем, обыкновенным, «ВД» обращается за утешением к менее банальным кино-комиксам.

«Проклятый путь»

США, 2002

Убедительное свидетельство в пользу того, что комиксы — дело не шуточное. С шутками в предпринятой экранизации графического романа Макса Аллана Коллинза дела и впрямь обстоят так себе. Но, в отличие от надувающего щеки «Человека из стали», серьезность картине к лицу. Эстетский гангстерский боевик вымахивает в античного размаха драму об отце и сыне (и в отличный роман воспитания). убивает людей, не теряя при этом свойственного артисту гуманистического ореола, причем с особенно глубоким удовлетворением — малоизвестного на тот момент в образе любимого, но отмороженного на всю голову сынули крестного отца.

«»

США, 1991

Выдающийся режиссерский дебют — и, возможно, лучший фильм в его карьере (поклонники «Людей в черном», понятно, за такие заявления могут съесть). Синюшно-бледных, холодных как лед, мизантропичных, но при этом по-своему жизнелюбивых фриков Аддамсов автор комикса Чарльз Аддамс во многом рисовал с себя: женившись в третий раз, он устроил церемонию бракосочетания на кладбище домашних животных. Зонненфильд продемонстрировал идеальное понимание материала (а «Аддамсов» мог снять и ) — но критики поначалу отзывались о картине прохладно, упрекая в святотатстве по отношению к святыням, сериалу 1960-х. На сегодня обе картины Зонненфильда (спустя несколько лет он снимет сиквел «Ценности семейки Аддамс») — золотой стандарт готической комедии.

«О смерти, о любви»

Италия — Франция — Германия, 1993

Развивающаяся на кладбище, которое никак не назовешь смиренным, нежнейшая история любви, завернутая в подтекающие кровью жанровые слои хоррора с восстающими мертвецами и изысканным членовредительством (им герои — кладбищенский сторож и веселая покойница — разнообразят свои любовные игры). Фильм недооцененного режиссера , естественно, запредельный трэш с летающими отрубленными головами и выезжающими из могил зомби-мотоциклистами, но очень, очень поэтичный.

«Хранители»

США, 2009

Брутальные, но простенькие по сюжету «300 спартанцев» собрали приличную кассу, обеспечив неограниченный продюсерский карт-бланш, которым он не преминул воспользоваться. Он взялся за комикс Алана Мура «Хранители», многослойный и неподъемный во всех смыслах слова: никто не понимал, как это в принципе можно экранизировать. «Хранители», рассказывающие о команде отставных супер-героев, немолодых, неприятных, циничных, с кряхтением влезающих в линялое трико — конечно, тот случай, когда не разберешься не то что без ста грамм, но и без пол-литра: слишком много персонажей, слишком много сюжетных линий. Однако распутывать их, просматривая фильм по второму, по третьему разу (непременно в трехчасовой режиссерской версии) — увлекательнейшее дело, если тема вам интересна в принципе. После провала «Хранителей» безумный бриллиант таланта Снайдера блеснул еще раз в невменяемом шедевре «Запрещенный прием», а затем режиссер, увы, угомонился и сел играть по голливудским правилам — в итоге имеем «Человека из стали».

«Таинственные люди»

США, 1999

Пропитанная светлым идиотизмом (так хмурый зимний морок пронзают первые лучи весеннего солнышка, сообщающие бессмысленный оптимизм) экранизация комикса «Пылающая морковь» (конгениального названию). Команда супер-героев с неочевидными способностями (один, например, просто громко орет, другой качественно роет землю лопаткой) сражается с мафиозо Казановой Франкенштейном (коронные выходы ) и его подружкой, гением карательной психиатрии. Пародирующий пафос кинокомиксов дебют клипмейкера Кинки Ашера (как это бывает с шутками, немного затянутый), несмотря на звездный состав и вполне себе спецэффекты, провалился в прокате — зато его распробовали и полюбили киноманы.

«Американское великолепие»

США, 2003

Больничный клерк Харви Пикар, тот самый «маленький человек», которого можно брать целиком и после минимальной обработки помещать в русскую классическую литературу, десятилетиями сидел на попе ровно, пока от безделья не начал рисовать комиксы. Не про очередные клоны Супермена, а про себя самого, не слишком собой любимого (типовой сюжет: Харри выбирает оптимальную, как ему представляется, очередь в супермаркете, но недооценивает особо въедливую старушку-божий одуванчик — и застревает на час). Сначала на комиксы случайно нашелся издатель, а затем — миллионы поклонников, признавших в скромных будничных драмах Харри собственную жизнь: тиражи взлетели, когда Пикар нарисовал историю про то, что ему диагностировали рак (он его успешно поборол и вообще расцвел). Авторам фильма удается передать эту завораживающую магию повседневности — не в последнюю очередь благодаря , для которого «Великолепие» стало путевкой в звезды первого эшелона.

«»

США, 2003

Элегантность и лаконизм (к сожалению, редко встречающееся качество и в лучших из кинокомиксов). За восемь минут экранного времени Бэтмен успевает выяснить отношения с Джокером, правда в самый интересный момент бедолагу утаскивает Хищник. Завалить одного Хищника Человеку-Мыши не без труда, но удается, однако появляются еще трое. Бэтмен в растерянности — собственно, в тупике. Закадровый всхлип синтезатора, сгусток тумана, затемнение, обстоятельные (четверть от общего экранного времени титры), на этом все. Фанатское признание в любви к Бэтмену — дающее, однако, понять, что лихое кино по комиксам можно делать без лишних понтов, денег, звезд, запросто, на коленке. Такие творческие пути авторам 200-миллионных блокбастеров, понятно, не близки. Но призадуматься стоит.