В субботу подведены итоги 35 ММКФ.

«Золотой Георгий» за лучший фильм, лучшая женская роль

«Частица»

Турция, 2012.

Приз за лучшую женскую роль невозможно было спрогнозировать (пытаться угадать, кто что получит на нынешнем ММКФ, оказалось делом как никогда неблагодарным), но выбор, по крайней мере, понятен. Жале Арыкан, сыгравшая в «Частице» главную роль, действительно хороша собой и талантлива. К собственно фильму Эрдема Тепегеза каких-то принципиальных претензий нет, но и поводов для критических восторгов он предлагает немного. Это в меру скучноватая и невеселая история о том, как трудно найти работу в Турции одинокой порядочной женщине с дочкой-инвалидом. Снят фильм не навзрыд, а довольно отстраненно: схожая интонация присуща и работам председателя жюри , и этим, вероятно, можно объяснить тот факт, что «Золотой Георгий» достался простенькой, если не сказать элементарной «Частице», каких в программе любого киносмотра средней руки пруд пруди. К слову,  куда более логичным претендентом на награду смотрелась, к примеру, не безупречная, но, по крайней мере, оригинально придуманная «Роль» .

Лучшая режиссура

«Ливанские эмоции»

Южная Корея, 2013

Не самая внятная, но по-корейски свирепая (впрочем, картина обходится без кровавых сцен, фирменного знака национального кинематографа) история любви двух одиночеств. Много боли, тоски и снега — по концентрации безысходности на экранную секунду «Ливанские эмоции» не то чтобы бьют рекорды, но представляют собой добротную заявку на победу в формате «очень депрессивное кино». Утешает хотя бы то, что воспевая тоску, можно оставаться вполне нормальным человеком: получив награду, дебютант Чон Ен Хон признался, умница, что в России ему больше всего понравились водка известной марки и кинотеатр «Октябрь». 

Лучшая мужская роль

«Иуда»

Россия, 2013

Близкая к тексту экранизация книги , которая и впрямь дарит исполнителю главной роли богатое пространство для актерского маневра — его Искариот выглядит человеком, достойным как минимум сочувствия, а то и понимания. Картина, при всем пафосе материала, чем-то похожа на «кооперативное» русское кино начала 1990-х (только богато снятая и щедро костюмированная). Творческая преемственность вряд ли сознательная; режиссеру всего 28 лет.  

Специальный приз жюри

«Долина прощаний»

Япония, 2013

Тяжелая драма Тацуси Омори, лишний раз дающая понять, что традиция говорить о любви брутальным языком в японском кино со времен «Империи чувств» никуда не делась. Любовь здесь зарождается по результатам группового изнасилования — понятно, к насильнику. 

Приз зрительских симпатий

«Маттерхорн»

Нидерланды, 2013.

Трагикомедия про мужскую дружбу чудака и зануды — не по-фестивальному легкомысленная и в этом смысле выгодно отличающаяся от прочих картин конкурса. Редкий в практике нынешнего ММКФ случай, когда награда рационально объяснима.

Приз «За покорение вершин и верность принципам актерской школы «Верю, Станиславский»

«Верю» традиционно вручают именитым иностранным гостям, добравшимся до Москвы. Посему практически никто не сомневался, что приз неминуемо достанется (не добравшемуся до церемонии закрытия). Так или иначе, награда нашла Ксению Раппопорт заслуженно.