Бессмысленная, беспощадная и увлекательная экскурсия по Белому дому. Великий голливудский мегаломаньяк Роланд Эммерих по-прежнему в отличной форме.
Ветеран горячих точек Джон Кейл () скучает в охране спикера американской палаты общин, третьего лица в государстве. Мечта Джека — охранять президента Джеймса Сойера (). Но на собеседовании в Белом доме, куда герой прихватывает бредящую политикой дочку-тинейджера, его прокатывают, укоряя за слишком вольнолюбивый нрав и неоконченное высшее образование. Но расстроиться Джон толком не успевает. Белый дом штурмуют террористы, причем за захватом стоит начальник Секретной Службы ( в фирменном образе безбашенного отморозка, вынужденного на первых порах маскироваться под приличного человека). Перестрелка-другая, и вот герой на пару с президентом лазают по лифтовым шахтам, помаленьку крепя мужскую дружбу и спасая мир, который при каждом удобном случае норовит объявить их покойниками и нанести по архитектурно-исторической святыне ракетный удар.
Для Белого Дома кинематографический сезон выдался горячим: в апреле его уже крошили в «Падении Олимпа» северные корейцы, коварно притворившиеся южными корейцами. Но то была только пристрелка. Куда скромному ремесленнику до , которого, не будь на свете , смело можно было бы записать в главные голливудские мегаломаны и пироманьяки старой школы. Если у Фукуа запала хватало на отличную 20-минутную сцену собственно атаки, после чего мотор начинал помаленьку барахлить, то Эммерих, имея на руках вдвое больший бюджет ($ 150 млн против 70), равномерно намазывает жирный слой добротного экшна на 135 минут экранного времени. В руках этого автора фильм, в котором уничтожается (и то не до основания) пусть и самый защищенный на планете, но всего лишь дом, рисковал бы оказаться произведением малых форм. Но в малых формах Эммерих не так давно выступил, сняв в порядке эксперимента сравнительно камерного «Анонима» (про то, что Шекспира не было), и ему, видимо, не понравилось. А потому в новой картине, как в роскошном аттракционе «2012», находится место всем разрушительным стихиям природного и технического происхождения: будут и пожар, и наводнение, и бронетанковый бой на легендарной лужайке, и вертолет, рвущий лопастями ковер в овальном зале, помнящий Монику Левински. В общем, перед нами самый нескучный (и при этом, как всегда у режиссера, завораживающе дурацкий) вариант экскурсии по Белому дому, воссозданному до последней дворницкой.
Находит применение в картине и другой талант Роланда Эммериха, который, разнося к чертям мир и сдвигая материки, никогда не забывает воспеть семейные ценности и, взяв максимально крупный план, обозначить роль букашки-личности в масштабе глобальной общечеловеческой истории. В «Штурме белого дома» наиболее очевидной букашкой оказывается президент США — несуразный темнокожий идеалист в официальном костюме и белых бейсбольных кроссовках. Трогательно надевает очки, прежде чем пострелять из настоящего автомата, налегает на антиникотиновую жвачку. А личностью — умница-дочка Джона, которая в финале непременно докажет своему нерадивому папаше, ранее не явившемуся на школьный конкурс талантов, что умение правильно крутить флагом — не пионерская дурь, а искусство, причем самое что ни на есть актуальное.