Неблагополучные городские кварталы и их жители часто становились героями хороших художественных фильмов. «ВД» решил вспомнить, как решались проблемы сосуществования гопников, мигрантов и обывателей в мировом кинематографе. Топ 5 лучших фильмов о «Бирюлево» на Западе.
«Американская история Икс»
США, 1998. Р: Тони Кэй
Юный скинхед Дэнни приносит в школу сочинение о гражданских правах, основой которого послужила книжка «Майн кампф». Вместо того, чтобы выгнать бритоголового засранца из школы, темнокожий учитель просит его написать новое сочинение, где тот рассказал бы историю своего старшего брата, попавшего в тюрьму за убийство двух афроамериканцев — тоже, надо сказать, совсем не белых и не пушистых. У каждого здесь своя риторика, у каждого своя правда — и у отца-пожарного, который незадолго до гибели задается вопросом, почему в его команду взяли двух черных, несмотря на то, что двое белых лучше них сдали экзамен («От них зависит моя жизнь, они будут прикрывать мне спину...»), и у несчастной азиатской девочки-кассирши, попавшей под тяжелую руку банды неонацистов «Апостолы Христа» во время разгрома супермаркета. Черно-белые воспоминания, закрученные с цветным настоящим — это такой клубок, который, распутываясь, сначала запутывает нас еще больше, а потом, вне зависимости от того, на чьей стороне мы были изначально, приводит к тому же выводу, что сделал главный герой: «Ненависть — тяжелый багаж. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло, оно того не стоит».
«Гран Торино»
Германия — США, 2008. Р: Клинт Иствуд
Прошедшему Корейскую войну автомеханнику Уолту Ковальски «повезло» встречать одинокую старость в районе, превратившемся в гетто для иммигрантов. У героя дурной характер, ружье под подушкой и раритетный автомобиль «Гран Торино», который одной темной ночью пытается украсть местная шпана. Это подростки-хмоны, латиносы и афроамериканцы, которые искренне полагают, что район целиком принадлежит им. Закостенелому в своих предрассудках, но по-своему правому деду предстоит доказать «деткам», как они ошибаются, а заодно и самому осознать одну давно замыленную, но все-таки справедливую истину: у преступников и у хороших людей нет национальности. А значит, нет ничего удивительного, что чужой черноголовый мальчик, еще вчера вызывающий чувство брезгливости и желания пальнуть из ружья, сегодня может вдруг стать единственным близким другом.
«Бритоголовые»
Австралия, 1992. Р: Джеффри Райт
То, что фильм не для слабонервных, становится ясно уже в первую минуту — когда наголо бритый, худой и совсем еще молодой и его приятели «объясняют» азиатским подросткам, что Австралия не их страна. Когда ненавистные «узкоглазые» ответят скинхедам — опасения подтвердятся. Те, понятно, защищаются, тоже, правда, не церемонясь особо в средствах. А за защитниками родины стоит целая идеология. «Богатые и влиятельные люди свозят сюда человеческие отбросы, дешевую рабочую силу, — говорит главный герой своей новой девушке. — И их будет больше. Я хочу, чтобы все знали, как я горжусь своей историей и чистой кровью. Возможно, это все, что у меня есть в жизни. Я не хочу, чтобы со мной случилось то же, что с вшивыми аборигенами». Но когда девушку придется делить с лучшим другом, идеология слетит, как маска, под которой окажется лишь тупая звериная жестокость и инстинкты. Будни мельбурнской «трудной молодежи» , показал с предельной реалистичностью, но зрителей это, кстати, в свое время вовсе не отпугнуло — засветившиеся на 20 кинофестивалях мира, «Бритоголовые» у себя на родине заняли второе место по сборам за 1992 год.
«Бронкская история»
США, 1993. Р: Роберт де Ниро
История взросления итальянского мальчишки, живущего в одном из не самых благополучных районов Бронкса. С одной стороны друзья, что берут пример со взрослых мафиози, с другой — негритянский квартал, с которым периодически приходится делить территорию. Казалось бы, шансов стать нормальным человеком почти нет, но тут появляется симпатичная чернокожая девчонка, чувство к которой быстрее папиных проповедей заставляет нашего героя пересмотреть некоторые свои убеждения ... Режиссерский дебют , играющего в этом фильме честного, но бедного работягу-отца, похож на сжатую предысторию «Клана Сопрано». Принципиальное отличие от вышедшего чуть позднее сериала — полное отсутствие цинизма и победа вечных ценностей.
«Тринадцатый район»
Франция, 2004. Р: Пьер Морель
Неблагополучный климат парижских окраин глазами, в общем-то, , поскольку фильм снят именно по его сценарию. В основе сюжета — похищенная бандитами бомба, которая вот-вот взорвется и не оставит следа от трущоб реально существующего 13-го округа французской столицы. Там ведут свое жалкое существование неблагополучные обыватели и потерявшая всякий стыд гопота, представленная качками-французами и комичными цветными на побегушках. Полиция запугана, правительство бездействует, вся надежда на единственного честного полицейского Дамьена и такого же единственного честного местного Лейто. Оба — ловкие, шустрые и смелые. Много бегают, прыгают, дерутся и мало разговаривают. Одним словом, хороший экшн с незатейливым выводом: как бы ни было соблазнительно решить проблему одним махом (бомбой то есть) — это все-таки неправильно, а вот неподкупность и любовь к родному району помочь могут вполне.