Самая, наверное, противоречивая фигура российского кино. Тиран, самодур и деспот — но деспот, завораживающий размахом своих проектов, будь то виды на обустройство России (в идеале — конечно, монархическое) или два сиквела «Утомленных солнцем» («Предстояние» рисковало показаться бредом, но стоило вдогонку посмотреть «Цитадель» чтобы понять, что просто рассказывает многослойную психоделическую сказку не про войну, а про то, как мышка хвостиком вильнула). Заслуженный бесогон и маэстро троллинга, бесстрашно вызывающий огонь на себя. Режиссер, чью фильмографию принято делить строго надвое: ну как, как он мог после тончайших «Своего среди чужих», «Неоконченной пьесы для механического пианино» и «Пяти вечеров» снять этого ужасного «Сибирского цирюльника» и безвкусную клоунаду «12»?!. Яркий актер, пусть и всегда играющий как будто чуть-чуть самого себя в формате «барин приехал!»: будь то инфантильное дитё  Баскервиль, циничный выжига, сладкоречивый обманщик Паратов, царь-батюшка, обнаглевший холоп, криминальный упырь Михалыч, с легкостью мутирующий в «шестерки». Махровый консерватор и душитель нового кино, который, однако, мог позвонить покойному просто за тем, чтобы сказать, что тот гений. Без Михалкова в русском кино было бы очень скучно.