отмечает на этой неделе 53-й день рождения. Чем не повод пересмотреть в выходные любимые фильмы с участием актера? Выбор «ВД».

«Покровские ворота»

1982. Р: Михаил Козаков

На роль аспиранта МГУ, поселившегося в коммуналке у своей московской тети, пробовалось несколько популярных на тот момент актеров, включая папу . Отдав предпочтение Олегу Меньшикову, малоизвестному студенту Театрального училища, не прогадал. Едва пробившиеся усики, блеск в глазах, гитара в руках и за словом в карман не полезет. Ну как таким не увлечься? Впрочем, в юного ловеласа Костика влюблены в «Покровских воротах» не одни только девушки: ему плачется в жилетку замученный женой интеллигент Хоботов, ему симпатизирует простая душа Савва Игнатьич, к его ироничным советам прислушивается заслуженный работник Мосэстрады и мизантроп Велюров. 22-летний Меньшиков тут словно Фигаро, вооруженный незаметными, но очень прочными нитями. Появляясь то тут, то там, он переплетает судьбы своих героев со сноровкой, какая не снилась древнегреческим Мойрам. Считается, что роль Костика стала для актера своего рода пропуском в большое кино. Ну а сам фильм давно уже признан одной из лучших комедий в истории советского кинематографа.

«Кавказский пленник»

1996. Р: Сергей Бодров-старший

Сценарий картины писали еще до первой Чеченской кампании, снимали ее уже во время боевых действий, в соседних горах, в Дагестане. И критики, и зрители потом не раз удивятся: надо же, как в воду глядели, оживляя повесть Толстого. По факту же история не имеет конкретного места и время действия — все происходит где-то на Кавказе, примерно в наши дни. И пленников на самом деле два — рядовой Жилин и прапорщик Ларин, попавшие сначала в засаду, а потом в сарай старика, который с их помощью хочет вызволить из русских застенок своего сына. Необстрелянного, совсем еще зеленого и нелепого солдатика Ваню играет Сергей . Роль бывалого вояки Сашки — шутника и, на первый взгляд, циника — досталась Олегу Меньшикову. Два контрастных образа, через которые показана вся бессмысленность и жестокость войны.

«»

1998. Р: Никита Михалков

О том, что он будет играть главную роль в этом фильме, Олег Меньшиков узнал из новостей по телевизору. Источником информации был сам , уже все для себя решивший. Закрыв глаза на шалость любимого режиссера, актер принялся готовиться к съемкам: отложил работу над очередным театральным проектом, бросил курить, начал регулярно ходить в спортзал. Играть предстояло юнкера Андрея Толстого — чистого, трепетного, подающего большие надежды юношу, в чью жизнь внезапно войдет и все там перевернет фэм фаталь по имени Джейн. Потом, интервьюеры и критики не единожды обратят внимание на разницу в возрасте между актером и его героем. Но если отбросить в сторону ехидство, за одну только сцену обморока от любви — пронзительную, острую и напоминающую нам о тех временах, когда фильмы Михалкова ждали не затем, чтобы посмеяться — Меньшикову вполне можно простить то, что накануне премьеры «Сибирского цирюльника» ему исполнилось 38.

«Восток-Запад»

1999. Р: Режис Варнье

История врача Алексея Головина, вернувшегося с семьей в 1946 году в Советский Союз из Франции. Власти тогда объявили амнистию тем, кто бежал из страны после Революции. Но обещание «понять-простить» оказалось с их стороны ложью, а надежда репатриантов на долгую, счастливую жизнь на фоне родных березок — абсолютной иллюзией. Герою Олега Меньшикова повезло не быть расстрелянным сразу. Чтобы это не случилось позже, нужно было приспосабливаться. И тут харизма актера идеально совпала с неоднозначной и трагичной сутью его героя, способного как на подлость, так на искупающее все благородство. «Восток-Запад» была номинирован на премию «Оскар» в качестве «Лучшего фильма на иностранном языке». Думается, если бы снял «Все о моей матери» годом раньше или позже француз обязательно вернулся бы домой не с пустыми руками.

«Доктор Живаго»

2005. Р:  Александр Прошкин

Расхожая мысль — каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Если она действительно верна, то в отношении Меньшикова, сыгравшего русского Гамлета Юрия Живаго, эту мечту можно считать вполне сбывшейся. К тому моменту, когда Юрий Арабов закончил работу над сценарием 11-серийного телевизионного сериала «Доктор Живаго», в стремлении положить на пленку роман Бориса Пастернака было замечено четыре западных режиссера. Пятая попытка, предпринятая своими, оказалась, наверное, самой удачной. Об этом свидетельствовали и выпущенные до официальной премьеры пиратские DVD, и бесстыдно длинные рекламные перебивки во время показа всех 11 серий по телевизору и, конечно же, последующие отзывы. Олега Меньшикова хвалили за безупречную способность прожить на экране целую жизнь — от блестящей юности до неприглядной старости — меняясь вместе со своим героем как внешне, так и внутренне.