На первый, поверхностный взгляд — обычная симпатичная блондинка «made in USA», каких немало снимается в мейнстримовых голливудских комедиях и мелодрамах. Но только на первый. Строя карьеру в кино, повезло встретить режиссеров, сумевших разглядеть в ней глубокую, разноплановую актрису и личность. 29-й день рождения — хороший повод пересмотреть любимые фильмы с ее участием.
«Трудности перевода»
2003. Р: София Коппола
Шарлотта, выпускница Йельского университета, заброшенная в Токио вместе со своим суетливым, все спешащим куда-то мужем-фотографом. Бледная и интересная. Маясь в номере дорогого отеля, она находит себе друга в лице героя — немолодого актера, приехавшего в Японию сниматься в рекламе виски. Такого же мающегося и одинокого, как она. «Трудности перевода» - это фильм-настроение. Зафиксированный на пленке сон, который мог бы присниться городу, если бы городу снились сны. Сегодня он признан одним из лучших образцов американского независимого кино. И дело не только в его художественных достоинствах, снискавших овации как в Лос-Анджелесе, так и в Венеции. Просто при всей своей независимости от массового зрителя он умудрился собрать в мировом прокате рекордные для этого жанра 119 млн долларов.
«Девушка с жемчужной сережкой»
2003. Р: Питер Уэббер
Роль простой голландской служанки, недолго прослужившей музой художника Яна Вермеера — это, пожалуй, одна из самых смелых и удачных ролей Скарлетт Йоханссон. Первое — хотя бы потому что простые голландские служанки в XVII веке не имели обыкновения пользоваться помадой и подводкой для бровей, руки у них были в ссадинах от тяжелой работы, а волосы прикрывал сомнительный, с эстетической и сексуальной точки зрения, чепчик. Ну а второе связано с тем, что все это совсем не помешало голливудской актрисе передать как внешнюю, так и внутреннюю красоту ее героини. Глядя на Грит-Скарлетт, у редкого зрителя не поднимется в груди то щемящее чувство жалости, что обычно возникает при осознании чьего-то бесправия и незаслуженного унижения.
«Матч-пойнт»
2005. Р: Вуди Аллен
В основе картины, которую сам считает одной из лучших своих работ, лежит метафора - теннисный мяч, ударившийся о сетку. Куда он упадет: на поле противника или твое? Все решает простая случайность. То же самое произошло с участием Йоханссон в «Матч-пойнте» — истории бывшего профессионального теннисиста, который благодаря выгодной женитьбе сменил майку «Лакост» на костюм от Ральфа Лорена, а корт на офис. Быстро привыкнув к красивой жизни, он даже любимой женщине не готов простить попытки ее разрушить. Собираясь снять чисто английский фильм, на главную женскую роль, Вуди Аллен пригласил британку . Та отказалась. Йоханссон же, получив предложение следующей, капризничать не стала. Может быть, для пущей убедительности, а может, чтобы лишний раз столкнуть лбами Старый и Новый свет, режиссер превратил героиню Скарлетт в американку, изменив первоначальный сценарий. Говорят, сцену знакомства Нолы Райс с ее будущим роковым любовником перфекционист Аллен переснимал раза четыре — уж очень ему хотелось, чтобы Скарлетт произвела на зрителя такое же мощное впечатление, как на него самого при первой их встрече.
«Дневники няни»
2007. Р: Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини
Снова простая, умная девочка, только что закончившая на отлично колледж и пытающаяся понять, кто она и в чем смысл ее существования. Только в этот раз Йоханссон предстояло вжиться в эту роль в рамках, отличного от «Трудностей перевода» жанра — комедии. Легкой, жизненной, в целом сентиментальной, а местами весьма остроумной. Решив попробовать себя в качестве няни для избалованного, замученного органической пищей и родительскими ссорами мальчишки, ее героиня Энни оказывается в богатом доме на Манхэттене. Наблюдая за жизнью семьи и ежедневно сталкиваясь с сословным снобизмом, она в итоге и себя отыщет, и зарвавшихся нуворишей поставит на мести и заставит от души посмеяться всякого, кто знаком с нравами одетой в «Шанель» и «Диор» свежеиспеченной «элиты» общества.